Волнующий человеческий документ

Г Марутов| опубликовано в номере №776, сентябрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Года четыре назад на улицах Москвы можно было встретить старого, но еще крепкого человека, на груди которого блестели семь медалей «За военные заслуги» и золотая, в форме пятиконечной звезды, гарибальдийская медаль - высшая награда командования итальянского национально - освободительного движения. То был гостивший в Советском Союзе народный герой Италии восьмидесятилетний крестьянин Альчиде Черви. О подвиге и трагической судьбе семьи Черви в свое время много писалось, однако особый интерес представляют воспоминания самого Альчиде.

«Мои семь сыновей» - так называется его небольшая книга, недавно выпущенная вторым изданием в «Молодой гвардии».

... Семь сыновей Альчиде Черви, младшему из которых было двадцать два года, а старшему - сорок два, попали в руки чернорубашечников. Декабрьским утром 1943 года фашисты вывели их из тюремной камеры и расстреляли.

В борьбе с фашизмом семь братьев отдали жизнь. Вместе с сыновьями шел и отец по трудному, но единственно верному пути борьбы. Старого Черви не сломила судьба, он не согнулся под бременем личного несчастья.

Взволнованно говорит отец о среднем сыне, Альдо, - о том, «кто был в семье голова». Еще до прихода Муссолини к власти Альдо более двух лет просидел в тюрьме за антифашистскую пропаганду. Вернувшись из заключения, он собрал всю семью и вдохновенно изложил свои мысли.

«В тот вечер, - пишет Альчиде Черви, - ...мы поняли, что отныне мы не просто крестьянская семья, что теперь мы будем работать не только в поле. Мы пойдем с теми людьми, о которых рассказал Альдо, и будем работать для Италии и для итальянцев, чтобы покончить с фашизмом и несправедливостью».

...1943 год. Возглавляемая итальянскими коммунистами трехсоттысячная армия партизан борется с чернорубашечниками и гитлеровскими захватчиками. В ее первых рядах - дружная семья Черви. В те дни дом Черви был превращен в штаб - квартиру местных партизан и бежавших из плена солдат союзнических армий. Плечом к плечу с братьями сражалась и горстка советских воинов. Не раз, пренебрегая смертельной опасностью, отец и сыновья Черви спасали их от гитлеровцев.

Трагические картины оживают в памяти старого Альчиде. Около двухсот фашистов нападают на дом Черви. Мужчины отстреливаются через щели между ставнями. Женщины подают патроны. Но вот уже нечем стрелять, чернорубашечники подожгли дом... Чтобы спасти жен и детей, мужчины вынуждены сдаться. Описание схватки и последовавшего затем прощания заняло всего две странички, но как потрясает оно! Потом тюрьма, пытки... С братьями вместе и отец. Как - то под утро Альчиде Черви разлучили с сыновьями. Куда же их увезли? Альчиде гонит прочь жуткое предположение, говорит себе: «Наверное, на судебный процесс». Во время бомбежки ему удается бежать из тюрьмы. Он дома. О гибели всех его сыновей здесь уже знают. Опасаясь за жизнь старика, женщины в течение многих дней скрывают от него страшную истину...

В своей книге Альчиде Черви обращается к итальянским трудовым семьям, призывает их к тому, чтобы они поняли причины безотрадности своего существования и объединились в борьбе против реакции. Гневно клеймит Черви американских империалистов. Вспоминая беззаветную борьбу сыновей, он спрашивает: «А что мы получили в благодарность за все это? Американцы по сей день поддерживают тех, кто пять раз поджигал наш дом, кто разрушил нашу семью. Это они, американцы, гладят по головке и поощряют тех, кто преследует коммунистов, партию моих сыновей».

Книга Альчиде Черви принадлежит к числу гех документов, которые глубоко волнуют не только трагедийностью ситуации, но и своей жизнеутверждающей силой. Автор полон безграничной веры в народ, в его решимость и способность завоевать себе иную жизнь.

Книге предпосланы проникновенные строки Пальмиро Тольятти. Генеральный секретарь Компартии Италии благодарит Альчиде Черви, находящегося в первых рядах рабочего движения, за то, что, отдав делу свободы самое дорогое в жизни, он принес людям еще один дар: рассказал о борьбе и подвиге своих бесстрашных сыновей.

Слово глубокой признательности «папаше Черви», как ласково и почтительно называют его миллионы итальянцев, скажет и советский читатель.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены