В 1919 году москвичи подолгу простаивали возле витрин на Тверской улице, где были выставлены первые «Окна РОСТА», звавшие на борьбу с Деникиным, с голодом, разрухой.
Тогда в РОСТА работал Владимир Владимирович Маяковский. Он рисовал, создавал стихотворные подписи - энергичные, сжатые, злободневные. Маяковский гордился своей работой. Поэт утверждал, что плакаты РОСТА - это «протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».
Во время голода в Поволжье, в 1921 году, художник Д. Моор создал плакат, получивший мировую известность. Крестьянин судорожно сжимает в руке один - единственный колосок... И короткая надпись: «Помоги!». А через четверть века мастерская «Агитплаката» выпустила работу В. Брискина и К. Иванова, тоже призывающую на помощь. Но нарисован был уже не почерневший от голода горемыка - крестьянин, а улыбающийся здоровяк, утопающий в море золотистой пшеницы. «Молодежь, приезжай, помоги убрать урожай с целины!» - гласит подпись под рисунком.
Кто не помнит плакатов периода Великой Отечественной войны! Вместе с оружием и боеприпасами их доставляли на фронт, к партизанам. Рискуя жизнью, смельчаки расклеивали плакаты в гитлеровском тылу, вселяя в сердца веру в победу.
Сейчас в мастерской «Агитплаката» активно работают художники В. Брискин, К. Иванов, Н. Денисовский, В. Говорков, В. Коновалов, В. Фомичев, поэты А. Безыменский, С. Васильев, С. Михалков, Е. Долматовский, А. Жаров, М. Матусовский, Л. Ошанин, М. Пустынин и другие. Стихом и рисунком они пропагандируют семилетку, рассказывают о героях борьбы за коммунизм, о трудовых подвигах советских людей. А то, что досталось нам в наследство от старого мира, все негодное, отживающее, карается грозным «оружием смеха». Рабочие автозавода имени Лихачева, посмотрев выставку «Агитплаката», написали в книге отзывов: «С большим удовольствием смотрели карикатуры на различную плесень, отравляющую еще нашу жизнь и не дающую нормально жить, работать, отдыхать».
Главное в плакате - действенность, злободневность. Художники и поэты - сатирики смело вторгаются в жизнь, зорко подмечая упущения, недостатки, беря «на прицел карандаша» бюрократов и нерадивых.
За три года коллектив мастерской выпустил около 450 плакатов. Они распространяются на предприятиях, новостройках, в парках культуры, в рабочих клубах - по всей огромной стране.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.