В добрый путь Кастуся!

Анатолий Аграновский| опубликовано в номере №516, ноябрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

На высоком берегу Волги, в небольшом саду, что до сих пор предание зовёт «ларисиным садом», воскресала сцена из бессмертного произведения. У самого обрыва застыла красивая молодая девушка с большими печальными глазами, устремлёнными вдаль.

Паромщик, старый волгарь, спешивший через сад на работу, замедлил шаг, остановился и потянул за рукав молодого парня, своего спутника:

- Гляди!

- Так это... Бесприданница! - вырвалось у парня.

Как бы в подтверждение его слов, девушка повернулась вдруг к воображаемому собеседнику:

- Я сейчас всё за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне!... Меня так и манит за Волгу, в лес... Уедемте, уедемте отсюда!

И такой тоской безысходной звучат слова героини Островского в устах удивительной девушки! Стараясь не шуметь, притихшие свидетели этой сцены осторожно идут дальше. А она всё ещё стоит над обрывом, стараясь навсегда запомнить, унести в себе и эту высоту, и это солнце, и живописную зелень, и разбросанное село на той стороне, я одинокую берёзку у самой воды - всё это незабвенное ощущение великого простора великой реки...

Через месяц молодой актрисе Государственного академического Малого театра Кастусе Роек предстоит передать это ощущение многочисленным зрителям спектакля «Бесприданница», в котором ей поручена главная роль. И она счастлива, что проводит здесь свой отпуск. Теперь она знает, как Лариса должна говорить о Волге, не только понимает, но и чувствует. И когда молодая актриса вернулась в Москву, постановщик спектакля народный артист республики К. Зубов не прерывал уже на репетициях её первый выход: «Что же вы, голубушка, так легко выпорхнули? Тут берег высокий!». Память о 135 ступеньках кинешемской лестницы она также принесла с собой на подмостки...

Что рассказать о Кастусе Роек, два года назад окончившей Щепкинское театральное училище и получившей сейчас в свои 23 года труднейшую роль - Ларисы Огудаловой? Такой молодой Ларисы никогда ещё не было на сцене «Дома Островского», отмечающего в нынешнем году своё 125-летие.

...1936 год. Кастуся - ученица 6-го класса. Учитель задал выучить «Железную дорогу» Некрасова. Один за другим встают ребята и читают отрывки. Учитель ставит отметку в классный журнал и говорит: «Симоненков, читай дальше». Потом вызывает Кастусю. Она выходит на середину класса и дрожащим от волнения голосом начинает читать полюбившееся ей стихотворение сначала. Голос девочки постепенно крепнет, она читает всё до конца, она видит лишь горящие глаза друзей. И когда заканчивает, в классе стоит мёртвая тишина. Она увлекла всех.

Впервые вкусила она сладость признания...

...1939 год. В челябинском Доме пионеров проходит областная олимпиада детской художественной самодеятельности. Кастуся тоже участвует в олимпиаде. Сегодня она читает отрывок из книга Барбюса «Сталин». Огромный зал напряжённо слушает эту маленькую пионерку с неожиданно звучным, красивым голосом. Кастуся получает первую премию, занимает первое место и по городу и по области...

Кастуся пришла в Щепкинское училище. Народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная угадала в ней талант, начала учить её актёрскому мастерству. Пионерка из Челябинска стала актрисой.

Однажды Кастуся участвовала «на выходах» в замечательном спектакле «Горе от ума». Лучшие актёры страны заняты в спектакле - актёры, у которых она всегда рада учиться. В антракте её подзывает Александра Александровна Яблочкина, играющая сегодня Хлестову:

- У меня есть одна книга. Вам полезно будет прочесть.

Кастуся получает замечательный подарок: сборник «Бесприданница», в котором собраны критические статьи и отзывы о замечательных актрисах, её предшественницах. Она узнаёт, как играли роль Ларисы Федотова, Ермолова, Савина, Комиссаржевская, Яблочкина, Пашенная, Гоголева...

... Кастуся поздно задерживается в мастерской театра, подбирая украшения для костюма своей героини. В комнату входит Гоголева.

- Елена Николаевна, - обращается к ней молодая актриса, - посоветуйте, пожалуйста, что лучше. Что носили тогда?

Гоголева улыбается:

- Хотела вам сюрприз сделать к спектаклю, да уж, видно, не получится...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены