На высоком берегу Волги, в небольшом саду, что до сих пор предание зовёт «ларисиным садом», воскресала сцена из бессмертного произведения. У самого обрыва застыла красивая молодая девушка с большими печальными глазами, устремлёнными вдаль.
Паромщик, старый волгарь, спешивший через сад на работу, замедлил шаг, остановился и потянул за рукав молодого парня, своего спутника:
- Гляди!
- Так это... Бесприданница! - вырвалось у парня.
Как бы в подтверждение его слов, девушка повернулась вдруг к воображаемому собеседнику:
- Я сейчас всё за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне!... Меня так и манит за Волгу, в лес... Уедемте, уедемте отсюда!
И такой тоской безысходной звучат слова героини Островского в устах удивительной девушки! Стараясь не шуметь, притихшие свидетели этой сцены осторожно идут дальше. А она всё ещё стоит над обрывом, стараясь навсегда запомнить, унести в себе и эту высоту, и это солнце, и живописную зелень, и разбросанное село на той стороне, я одинокую берёзку у самой воды - всё это незабвенное ощущение великого простора великой реки...
Через месяц молодой актрисе Государственного академического Малого театра Кастусе Роек предстоит передать это ощущение многочисленным зрителям спектакля «Бесприданница», в котором ей поручена главная роль. И она счастлива, что проводит здесь свой отпуск. Теперь она знает, как Лариса должна говорить о Волге, не только понимает, но и чувствует. И когда молодая актриса вернулась в Москву, постановщик спектакля народный артист республики К. Зубов не прерывал уже на репетициях её первый выход: «Что же вы, голубушка, так легко выпорхнули? Тут берег высокий!». Память о 135 ступеньках кинешемской лестницы она также принесла с собой на подмостки...
Что рассказать о Кастусе Роек, два года назад окончившей Щепкинское театральное училище и получившей сейчас в свои 23 года труднейшую роль - Ларисы Огудаловой? Такой молодой Ларисы никогда ещё не было на сцене «Дома Островского», отмечающего в нынешнем году своё 125-летие.
...1936 год. Кастуся - ученица 6-го класса. Учитель задал выучить «Железную дорогу» Некрасова. Один за другим встают ребята и читают отрывки. Учитель ставит отметку в классный журнал и говорит: «Симоненков, читай дальше». Потом вызывает Кастусю. Она выходит на середину класса и дрожащим от волнения голосом начинает читать полюбившееся ей стихотворение сначала. Голос девочки постепенно крепнет, она читает всё до конца, она видит лишь горящие глаза друзей. И когда заканчивает, в классе стоит мёртвая тишина. Она увлекла всех.
Впервые вкусила она сладость признания...
...1939 год. В челябинском Доме пионеров проходит областная олимпиада детской художественной самодеятельности. Кастуся тоже участвует в олимпиаде. Сегодня она читает отрывок из книга Барбюса «Сталин». Огромный зал напряжённо слушает эту маленькую пионерку с неожиданно звучным, красивым голосом. Кастуся получает первую премию, занимает первое место и по городу и по области...
Кастуся пришла в Щепкинское училище. Народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная угадала в ней талант, начала учить её актёрскому мастерству. Пионерка из Челябинска стала актрисой.
Однажды Кастуся участвовала «на выходах» в замечательном спектакле «Горе от ума». Лучшие актёры страны заняты в спектакле - актёры, у которых она всегда рада учиться. В антракте её подзывает Александра Александровна Яблочкина, играющая сегодня Хлестову:
- У меня есть одна книга. Вам полезно будет прочесть.
Кастуся получает замечательный подарок: сборник «Бесприданница», в котором собраны критические статьи и отзывы о замечательных актрисах, её предшественницах. Она узнаёт, как играли роль Ларисы Федотова, Ермолова, Савина, Комиссаржевская, Яблочкина, Пашенная, Гоголева...
... Кастуся поздно задерживается в мастерской театра, подбирая украшения для костюма своей героини. В комнату входит Гоголева.
- Елена Николаевна, - обращается к ней молодая актриса, - посоветуйте, пожалуйста, что лучше. Что носили тогда?
Гоголева улыбается:
- Хотела вам сюрприз сделать к спектаклю, да уж, видно, не получится...
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.