«Волга» - так называется вышедший недавно в Ульяновске второй сборник стихов молодого поэта Николая Благова. С первых же страниц стихи приковывают внимание необычайной свежестью и богатством поэтических мыслей, меткостью и выразительностью деталей. «В припухших, детских кулачках кувшинок густело золотое молоко», «Как детей, собрал подсолнух рой ромашек желторотых», «Избы там, как впряглись в огороды, так и тянут - аж рвутся плетни», - прочтешь эти строки и, уже не отрываясь, листаешь страницы маленькой книжицы, плененный ее задушевными интонациями, яркой и самобытной образностью.
Примечательно, что поэт не «захлебывается» образом, не выпячивает его крикливо - смотрите, нашел! - а, наоборот, стремится подчинить поэтическую находку замыслу, сюжету, хочет, чтоб свежая деталь «работала» на идею. Отсюда и непринужденность рассказа о родной природе, о земляках - волгарях, о счастье Родины. С любовью говорит Николай Благов о живительной силе деревенского труда, о колхозных делах и заботах. При этом он старается избегать лобовых решений, описательства - в книжке почти нет холодных рассуждений.
Большинство стихов сборника посвящено Волге. Тем не менее, название книги гораздо шире: оно заключает в себе понятие о самом дорогом для человека - понятие о Родине. Тема любви к Отчизне пронизывает и поэму «Волга», занимающую половину сборника:
И когда тебя втянет в простор этот синий,
И когда подойдешь к ней, бессмертной, родной,
Только выдохнешь:
- Волга! Только скажешь:
- Россия!
И умоешься вечно живою водой!
В лирических отступлениях поэт вдохновенно говорит о людях, выросших на берегах великой русской реки и как бы перенявших у нее могучую, богатырскую силу:
Мы насквозь отразились в волне твоей чистой.
Согреваешь нас, кормишь и учишь, любя,
И растишь волгарей, крутолобых, плечистых,
Ты смотри,
Как похожи они на тебя!...
Как в луга,
В наши души заходят твои половодья,
Бьют твои родники в наши жилы волной!...
В поэме много волнующих, эмоционально насыщенных строф, сочных, очень зримых и живописных картин волжского раздолья. В то же время заметно слабое владение композицией, в результате - длинноты, лишние эпизоды, особенно в начале поэмы. Такой эпизод, например, как потопление рыбацкого домика после перекрытия Волги плотиной, дан вскользь, мешает развитию действия и попросту путает читателя.
Николай Благов, как это показывают лучшие стихи сборника - «Песнь полозьев», «Сроки», «Туча», «В доме Ленина», «От солнца никогда не загорая», - хорошо владеет лирическим сюжетом. Проникновенно и поэтично пишет он о больших и малых радостях, о буднях колхозного села, умеет раскрыть в незначительных на первый взгляд явлениях жизни глубокий смысл. Хочется пожелать Благову, чтобы в дальнейшем он расширял проблематику своей лирики, полнее отображал внутренний мир советского молодого человека.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.