Неспокойно Балтийское море... Зимние ветры срывают с волн густую снежную пену. Мороз выбелил море и стальную громаду линкора. Но пусть грохочет тяжёлая волна за бортом, пусть истошно воет в раструбах вентиляторов штормовой ветер, - в плавучей крепости течёт размеренная жизнь сотен и сотен моряков.
В кубриках и казематах, у сложных машин и аппаратов, высоко на мачте и в машинном отделении, у раскалённых топок и в пороховых погребах, у орудий и у штурманских карт - всюду встретите вы молодых моряков с комсомольским значком на груди.
Комсомольцы-наблюдатели зорко осматривают море, акустики и радисты прислушиваются к малейшему шуму под водой и в воздухе. На фокмачте стоит старшина 1-й статьи Михаил Малов. Комсомолец внимательно осматривает зимнее море. В эти дни деятельной подготовки комсомола и всей советской молодёжи к XI съезду ВЛКСМ старшина 1-й статьи с особым рвением обучает молодёжь и личным примером показывает, как надо жить и служить по Уставу.
Пройдёмте по линейному кораблю «Октябрьская революция», когда прозвучала на нём учебная боевая тревога. Ещё не замерли звуки горна, а старший матрос комсомолец А. Посонков, командир орудия имени Ивана Томбасова, уже докладывает офицеру о готовности корабельной пушки к бою. Наводчики и замковые орудия, старшие матросы комсомольцы Е. Ершов, В. Миронов, С. Исаенко и А. Крылов стоят на своих постах.
Особая честь - служить в расчёте пушки имени Томбасова. Весь флот знает о подвиге комсомольца-моряка. Во время Отечественной войны, когда линкор защищал Ленинград, старшина 1-й статьи Иван Томбасов со своим расчётом отражал яростные налёты воздушных пиратов и громил укрепления фашистов на берегу. В минуту ожесточённого боя на корабле стали рваться ящики со снарядами. Иван Томбасов помчался к месту взрыва, схватил горящий ящик и бросил в море. Один, второй, третий ящик со снарядами... Спасая корабль, погиб отважный моряк.
Прошли годы. Но живёт память о комсомольце в славных подвигах молодых моряков, в их постоянной готовности грудью защищать Родину.
Каждый день с большого конвейера Минского автозавода сходят мощные грузовые автомобили. Семитонные грузовики-самосвалы с изображением зубра на капоте можно увидеть и в Беловежской пуще и на улицах белорусских городов, ставших народными стройками. Эти автомобили собираются руками бывших подпольщиков и партизан.
Алексей Семинихин в годы оккупации Минска работал в подпольной комсомольской организации «Андрюша». В июле 1943 года, после освобождения города, он пошёл в армию и воевал на берегах Вислы, на улицах Варшавы, Познани, Берлина. Летом 1946 года Семинихин демобилизовался и вернулся в Минск. Здесь он первым делом отправился на одну из прежних явочных квартир разыскивать своих товарищей по подпольной работе. Квартиры этой он не нашёл: её уже не было. А на этом месте раскинулось огромное строительство. Район, где когда-то собирались партизаны, превратился в стройку первого в Белоруссии автомобильного завода.
Тогда-то Семинихин и решил остаться работать на автозаводе.
Сейчас молодёжь автозавода так же, как и других предприятий Минска, взяла на себя обязательство встретить XI съезд ВЛКСМ новыми производственными успехами. Каждый день в горком комсомола поступают рапорты от молодых новаторов. «Мы своё обязательство выполнили», - сообщают комсомольцы-передовики социалистического соревнования в честь XI съезда ВЛКСМ. На автозаводе освоены 30 проектных норм 1950 года. Молодые автозаводцы дали слово собрать пять автомобилей-самосвалов и пять автоприцепов в подарок съезду. Фрезеровщица Галина Целобанова, сборщик Леонид Гиро, слесаря Георгий Марченко, Алексей Семинихин и тысячи других молодых стахановцев перевыполняют свои нормы, свои обязательства. Каждый из них приготовил съезду свой трудовой подарок.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.