В Аргентине

Марк Тайманов| опубликовано в номере №652, июль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

На улицах Буэнос-Айреса

В гостиницу, где жили советские шахматисты - участники международного турнира в Швейцарии, осенью прошлого года пришел аргентинский гроссмейстер Найдорф.

- Только что получена телеграмма. Вас приглашают в Аргентину. Вот это будет состязание! - взволнованно сказал он, путая польские, немецкие и русские слова. - Приезжайте, вас встретят как желанных гостей!

Никогда еще советским спортсменам не приходилось выступать так далеко от Родины, по ту сторону Атлантического океана.

И вот мы в Буэнос-Айресе. Позади почти 15 тысяч километров пути, за время которого мы побывали во всех четырех временах года: Москва проводила нас зимой, в Праге мы застали весну, в Дакаре - лето, а в Аргентину прибыли в начале осени.

Аргентинские шахматисты с нетерпением ожидали нас. Еще задолго до начала матча газеты и журналы поместили большие статьи, посвященные предстоящему состязанию.

Встречать нас на аэродроме собралась многотысячная толпа простых людей. Едва мы вышли из самолета, как раздался гул приветствий и здравиц в честь нашей страны, в честь советского народа: «Да здравствует Советский Союз!», «Да здравствует дружба Аргентины и России!».

С большим трудом пробираясь сквозь живую стену людей, едва успевая отвечать на дружеские рукопожатия, добрались мы до машин.

Атмосфера симпатии и внимания окружала нас всюду, где бы мы ни появлялись. На улицах, на стадионе, в отеле «Альвар-Палас», где мы жили, к нам подходили неизвестные друзья, спрашивали о жизни в нашей стране, о молодежи Советского Союза, о спорте, о шахматистах.

Огромный успех в Аргентине имели выступления советских музыкантов. Газеты помещали восторженные отзывы о концертах Давида Ойстраха и Татьяны Николаевой. Демонстрация советских фильмов в крупнейшем кинотеатре Буэнос-Айреса неизменно сопровождалась овациями в честь советских киноартистов, присутствовавших тут же.

... Театр «Сервантес», где происходил шахматный матч Аргентина - СССР, был всегда переполнен. Даже в дни доигрывания, которые обычно вызывают меньший интерес, входные билеты достать было очень трудно. Сотни аргентинцев стремились в театр, чтобы приветствовать представителей Советской страны.

Наши встречи с аргентинскими шахматистами были не обычным спортивным соревнованием. Хорошо выразил эту мысль на открытии матча президент аргентинской шахматной федерации господин Лауренс. Он сказал:

- На языке шахмат здесь будут говорить о дружбе между народами обеих стран.

Матч протекал увлекательно. Советские гроссмейстеры проявили большую волю к победе и хорошие спортивные качества. Ведь нам приходилось играть в необычных для северян условиях: на улице стояла тридцатиградусная жара, в зале было душно, несмотря на мощную вентиляцию.

Мы победили во всех четырех турах с общим счетом 20,5: 11,5.

Вот как отзывались о матче сами аргентинцы:

«Титаническая, жестокая и ответственная борьба с советскими гроссмейстерами окончена, - писала одна из газет. - Результаты показывают весьма значительную разницу - 9 очков в их пользу... Здесь наглядно выражено бесспорное превосходство советских шахматистов, превосходство тем более многозначительное и красноречивое, что мы представляем собой страну, уже добившуюся больших побед на шахматном фронте».

В последний день соревнования на матче присутствовал президент Аргентины генерал Перон. Это была наша вторая встреча с президентом. Неделей раньше, принимая советскую делегацию в своей резиденции, он сказал, что рад нашему приезду, рад развивающимся культурным связям между народами Аргентины и СССР, и выразил надежду, что связи эти будут крепнуть.

Перед началом заключительного тура президент Перон поднялся на сцену и сделал за Найдорфа первый ход.

После окончания матча мы остались еще на неделю в Аргентине. Наши гроссмейстеры выступали в различных городах страны с сеансами одновременной игры, а также знакомились с достопримечательностями городов, жизнью и бытом аргентинцев.

Столица Аргентины Буэнос-Айрес - огромный, очень своеобразный город. Он удивительно красиво и геометрически правильно расположен. Улицы столицы - длинные и прямые. Некоторые из центральных магистралей тянутся на многие километры; нумерация домов на таких улицах достигает пятизначной цифры. Один из наших знакомых жил на улице Рива Лавья, в доме № 13496.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены