Уроки музыки

Андрей Поздняев| опубликовано в номере №1234, октябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце концов выход был все же найден.

В канун очередной годовщины оркестра пригласили в Мундыбаш всех выпускников. Когда гости собрались в физкультурном зале, куда заранее был поставлен тщательно замаскированный автомобиль, председатель Совета старейшин Аника Кирьянов объявил об учреждении ежегодной оркестровой премии и о том, что первым лауреатом ее по единодушному решению всех членов коллектива стал Василий Кузнецов.

Виновник торжества еще толком не успел понять смысл всего происходящего – сюрприз, разумеется, держали от него в тайне, – как оказался за рулем машины, которую ребята под грохот аплодисментов выкатили на середину зала.

Спустя несколько месяцев состоялся первый самостоятельный выезд Васи на природу. Украшенный цветами, автомобиль медленно двигался по поселку в сопровождении эскорта мотоциклистов. Процессия эта выглядела столь необычно, что кто-то, не удержавшись, сказал: «Смотрите-ка, Василий наш едет, словно президент во дворец».

Так и стали его с тех пор все величать «президентом». Президентом Мундыбашской музыкальной республики...

У кемеровского поэта Владимира Матвеева есть шуточное стихотворение, посвященное Капишникову:

Находит музыка приверженцев везде,

в провинции далекой даже.

Чайковский, Шуберт, Бах, Бизе

обязаны ему «пропиской» в Мундыбаше.

В жизни этого небольшого поселка музыка и впрямь занимает особое место. И не только потому, что здесь есть знаменитый на всю страну школьный оркестр.

Уже более десяти лет в поселковом Доме культуры регулярно проходят концерты камерной и симфонической музыки. В Мундыбаше выступали многие прославленные коллективы и исполнители: квартеты имени Прокофьева, Бородина, Римского-Корсакова, лауреаты международных конкурсов виолончелистка Наталья Гутман, пианист Михаил Воскресенский, баянист Юрий Казаков...

Когда Капишников договаривался с областной филармонией о проведении этих абонементных концертов, ему поставили довольно жесткое условие: «Будем присылать к вам артистов лишь в том случае, если гарантируете, такое-то количество зрителей». Он согласился, хотя в душе и сам чуточку сомневался: понравится ли мундыбашцам серьезная классическая музыка, все ли примут ее?

Опасения эти исчезли уже после первого концерта. Николай Алексеевич сидел в зале рядом с дедом Максимом, седобородым семидесятилетним стариком. Исполняли произведения Сен-Санса. В перерыве между отделениями Капишников поинтересовался у соседа, какое впечатление на него произвела только что исполненная сюита. Тот с достоинством огладил свою бороду и произнес: «Однако очень вежливая музыка...»

Абонементные концерты стали своеобразным университетом культуры, где получили музыкальное образование практически все жители поселка. Не удивительно, что сегодня среди них немало истинных знатоков и ценителей музыки.

Благодаря стараниям и настойчивости Капишникова в Мундыбаше открылась недавно и своя музыкальная школа. К слову сказать, она тоже не совсем обычная: ребята занимаются здесь не только музыкой, но и изобразительным искусством. Со временем – Николай Алексеевич убежден в этом! – в школе будут специальные классы по хореографии, вокалу, художественному чтению.

Когда общаешься с Капишниковым, удивительно, но и сам загораешься его энтузиазмом, прямо-таки комсомольским задором. А ведь Николай Алексеевич отнюдь не «комсомольского» возраста. Говорят: уходит детство, уходит юность... Нет, в отношении Капишникова это совсем не так. Детство, юность приходят к нему каждый год, и вместе с волшебными звуками музыки уносят в жизнь, в будущее заряд доброты, высокой нравственности, жизнеутверждающих сил-. И потому возраст учителя Капишникова – комсомольский...

В Мундыбаше я пробыл почти неделю. Присутствовал на репетициях оркестра, слушал его на вечере в музыкальной школе. Такие вечера-концерты проводятся в конце каждого учебного года. В первом отделении творческий отчет держали ученики музшколы, во втором выступал оркестр Капишникова.

...В зале рядом со мной сидел мальчик лет 8 – 9, который полчаса назад, робея, вышел на сцену и исполнил на баяне несложную музыкальную пьесу. Теперь, уже в роли зрителя, он внимательно слушал, как играют ребята из оркестра. По выражению его лица нетрудно было догадаться, что в эту минуту он очень хотел бы находиться среди них, хотел бы также легко и непринужденно владеть инструментом, одним словом, быть настоящим музыкантом. А оркестр играл все увлеченнее и увлеченнее, и, казалось, юные оркестранты заворожены музыкой, умением извлекать чудесные звуки как самым неоценимым счастьем детства своего...

В игре мундыбашцев поразили высокая музыкальная культура, виртуозная техника, вдохновение юных исполнителей. Но более всего – как чувствовали и понимали ребята своего руководителя! Любая репетиция или выступление оркестра начинается, как известно, с настройки инструментов. На это обычно уходит минут десять – пятнадцать, не больше. И я был свидетелем, как за это время Капишников успел не только проверить звучание всех домр и балалаек, но «на строить» на нужный лад своих воспитанников – так, что заданная им «тональность» сохранилась на протяжении всего концерта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены