А после выставки? Надо будет заняться вместе с другими ребятами такими же силуэтами старого города, только намного большего размера – они будут висеть в кабинете латышского языка. И еще сейчас они думают над макетами землянок, в которых жили во время войны парни из школы юнг Северного флота на Соловецких островах. Один для музея училища, второй для музея на островах. А еще Ивару Клявиньшу очень хочется поскорее закончить тримаран, который они сами делают в парусной секции... – Мы стараемся сделать все, чтобы, как Ушин-ский писал, «сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти минуты портятся голова, сердце и нравственность», – скажет Владимир Ильич Руд-нов, долгое время проработавший на Рижском судоремонтном, а потом возглавивший училище. – Одно это, я считаю, полностью оправдывает непростой труд наших преподавателей, руководителей всех наших кружков, самодеятельных оркестров, ансамблей, лекториев, дискотеки. А ведь работа тут идет куда основательнее... И называется она просто – воспитание. Нам же не может быть безразлично, кем они от нас выходят! Как они смотрят на свою работу, на свой завод. Пусть парень работать научился, а видит ли он в своей работе что-то еще, кроме зарплаты? Ради чего он на завод будет ходить?..
На одном из уроков эстетики ребятам задали творческую работу: написать о своих впечатлениях после первой практики на заводе...
«Нам, слесарям-судоремонтникам, доверено самое важное: ремонт сердца корабля – двигателя. И от того, как мы отнесемся к делу, зависит, как он будет работать в морях и океанах. Так что на нас, рабочих-судоремонтниках, лежит особая ответственность за судьбу каждого корабля. И поэтому каждая деталь, сделанная слесарем, должна быть изготовлена прочно, точно и красиво, чтобы душа радовалась».
Игорь Некрасов, 7-я группа.
«Наш завод окружают зелень и море. Над цехами летают чайки, а прямо у механического, где мы будем работать, стоят корабли. Станки в цехе окрашены в зеленый цвет. Цвет, который напоминает природу. Когда я уходил с завода, мне еще больше захотелось стать судоремонтником».
Айвар Логин, 6-я группа.
«Если бы на заводе не было зелени, он бы, наверное, казался угрюмым. Механический цех мне очень понравился. Это помещение просторное, светлое. Длинными рядами стоят токарные станки новых образцов. Рабочие места у токарей в полном порядке. Сейчас я тоже учусь на токаря. В нашей мастерской стоят такие же станки и тоже есть цветы, которые делают ее еще красивее. Хорошо оборудован и наш класс спецтехнологии. Очень хочется стать неплохим токарем. У токарей на нашем заводе очень сложная работа. Токарь нашего завода с третьим разрядом положит на обе лопатки даже токаря с пятым разрядом, если он с другого завода».
Олег Анзельм, 6-я группа.
«Эстетически продуманная обстановка труда улучшает настроение, а значит, и повышает производительность. Жаль, что наша рабочая спецодежда выглядит некрасиво, она мешковата и одинакова для всех специальностей... Дизайнеры большое внимание уделили организации рабочих мест на
заводе. У нас в слесарной мастерской есть столы с регулируемой высотой. А вот выдвижных стульев нет, и приходится весь день работать стоя. Думаю, дизайнером может стать каждый рабочий и даже учащийся. Для этого надо только проявить немного творчества, смекалки, фантазии и знания своего дела. Например, выдвижные сиденья для слесаря мы можем сделать сами – надо к рабочему столу приварить кронштейн и на нем закрепить сиденье. Хорошо бы провести зеленую аллею от центральной проходной к механическому цеху».
Аркадий Смирнов, 7-я группа.
«Когда мы идем на практику, то первое, что нас встречает, – стенд, рассказывающий о том, что наш завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Мы гордимся, что работаем на таком заводе. Вот мы прошли проходную – и очутились словно в сказке. Кругом стоят морские суда, как бы продолжая цех на воде. Снуют краны, и кажется, что ты попал в один огромный цех. Наши рабочие места отлично оборудованы. Верстаки укреплены на подвижном стержне, их можно опустить или поднять по росту рабочего. Инструмент, которым мы работаем, разложен строго по порядку. А делаем мы пока молотки. Правда, они старой конструкции. Жаль, что нам не доверяют делать молотки новой конструкции, которые мы видели на занятиях по эстетике. Рабочие завода построили новый док, самый большой в Прибалтике. В нем производят ремонт сразу всего корабля. Этот док стоит величаво».
Сергей Белокопытов, 7-я группа.
Сейчас все эти ребята уже заканчивают первый курс. И слова сложенного в училище «Гимна судостроителей», надо думать, им теперь поближе стали.
Надо не просто работать – творить,
Чтоб видеть морскую даль...
Чтоб в каждом ушедшем от нас корабле
Кусочек твоей души оставался...
Клиент попался из трудных. Все ему не нравилось, он подозрительно воспринимал каждое движение парикмахера, просто капризничал. Как ни старался тот держать себя в руках, быть корректным, предупредительным, приходилось ему туго.
А группа валилась на столы от смеха. И даже преподаватель время от времени зачем-то отворачивался к окну. Парикмахеру наперебой подсказывали...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.