Урок физкультуры

Вадим Лейбовский| опубликовано в номере №1346, июнь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Словом, после аспирантуры, подготовив диссертацию, Михаил Михайлович стал вновь преподавать физкультуру в школе.

И вот к нему на урок физкультуры приехала комиссия Академии педагогических наук во главе с Метой Васильевной Антроповой, ныне членом-корреспондентом академии. Учителю казалось, что урок прошел хорошо, и он спокойно подошел к членам комиссии. Но вдруг услышал:

– Товарищ Боген, мы, конечно, понимаем ваше стремление показать товар лицом, но зачем же принимать нас за профанов? Вы полагаете, что если вы и ваш директор собрали под флагом так называемого девятого «А» сборную команду школы... В общем, будем разбираться.

Разобрались быстро. После того, как по просьбе учителя остались сначала еще на урок, потом на следующий. А те, следующие ребята, оказались посильнее первых.

Уезжали – разводили руками: «Ничего не понимаем...»

Сейчас, когда я пишу о системе школьного физвоспитания доцента Богена, я так и не могу ответить себе на вопрос: а можно ли назвать ее принципиально новой? Ведь если оценивать ее, не отводя взора от школьной программы физической культуры, то все в порядке, отношение к документу достаточно почтительное. Да и нагрузка преподавателя тоже без «общественных инвестиций». Все дело в том, КАК оценивать.

Для Михаила Михайловича важно было не согрешить против первоисточника, коим в данном случае и выступала программа обучения, хотя собственное отношение его к ней было не слишком-то восторженное. Но, повторяю, букву параграфа он чтил. Чтил, потому что... А как же иначе?

В программе, в частности, говорилось, что контрольные нормативы у учащихся должны приниматься после того, как они сдадут нормативы по ТЕХНИКЕ выполнения основных физических упражнений. И вот эту самую технику учитель поставил во главу угла своего отношения к вопросу физического воспитания, точнее, физического образования своих питомцев.

Вот, к примеру, прыжок в высоту. Норматив для девятого класса – 1 метр 20 сантиметров. Иной акселерат перемахнет ее, и от земли не оттолкнувшись. Но не тут-то было.

– Ты не перемахни, а нарисуй, – говорил учитель. – Ритмично разбегись, выведи таз вперед, сделай мах с отведением плеч назад, да так, чтобы перевести горизонтальную скорость в вертикальную без потерь.

А верзила подчас лишь хлопал глазами и тихо строил в адрес «физкультурника» нелестные слова, и тогда ему приходилось являться на дополнительные занятия. Более того, ежедневно разучивать упражнения дома.

Обучение движению велось поэтапно – от простого к сложному, так же, как ведется любое другое обучение по любому школьному предмету. Без усвоения предыдущего последующий материал тебе не освоить. На уроке учитель показывал упражнение, объясняя его суть, механику. Закладывал в сознание детей образ движения. И выходило так, что, не сделав домашний урок, ученик являлся на физкультуру неподготовленным, что неминуемо грозило двойкой по технике. На этот счет учитель был строг, скидок никому не делал. А дополнительные занятия раз в неделю – по этой ли, иной ли причине – стали всеобщей потребностью.

Чтобы успешно освоить технику и получить за нее хорошую оценку, нужно было систематически заниматься дома. Во-первых, разучивать элементы движений, с которыми учитель познакомил на уроке, а во-вторых, повышать свои физические кондиции – развивать силу, гибкость, выносливость. Ученикам предлагалась система заданий по общефизической подготовке с постоянно возраставшими требованиями. Это был комплекс, который ежемесячно сдавался на оценку, после чего лишь сдавалась техника. Справедливости ради добавим: в том было единственное расхождение с официальным документом. Но именно оно и позволило связать в единую логическую цепь занятия по общефизической подготовке, усвоение материала программы, сознательную учебу на уроке, консультации во внеурочное время и, наконец, участие в ежемесячных общешкольных соревнованиях.

Учительский и тренерский опыт подсказывал Михаилу Михайловичу, что физических способностей у человека гораздо больше, чем это предполагает школьная программа, нужно только их пробудить, дать им правильное развитие. И он убедительно это доказал.

Получилось так, что средний результат по выпускным классам в беге на сто метров был равен 13,2 секунды при нормативе на «отлично» 13,8 секунды, на 800 метров – 2 минуты 29,1 секунды (2 минуты 35 секунд). В прыжках в высоту – 139,8 сантиметра (130 сантиметров). В метании гранаты – 47 метров (35 метров). Только вдумайтесь: средние результаты превысили норматив для отличников. Эти данные опубликованы в журнале «Физкультура в школе».

Абсолютно все ученики оканчивали школу значкистами ГТО, а подавляющее большинство – спортсменами-разрядниками по двум минимум видам спорта (легкой атлетике и лыжам). Общешкольные соревнования проводились каждый месяц. И это был обязательно праздник. Участвовали не только все школьники, но и все учителя – такая массовость требовала четкой организации судейства. Так же ежемесячно выпускалась школьная спортивная газета – на пяти (!) ватманских листах.

Что же касается соревнований, то их формула, своеобразная система зачета, ну, и конечно, продуманная, целенаправленная пропаганда предопределяли престижность коллективную как более значимую, чем личностную. Так, например, командный зачет для класса выводился только при стопроцентном участии всех, кто в данный момент здоров. Или еще важный пункт – очки за прогресс в результатах. Пусть, скажем, в пятикилометровой лыжной гонке ты занял общее тридцатое место, но если улучшил свой прежний результат сразу на семь минут, то в командную копилку могли быть начислены едва ли не такие же очки, что и у самого победителя. В общем, стремились прежде всего к победе классом. О личных успехах заботились постольку, поскольку это нужно было для команды.

Неудивительно, что пришли успехи и на «высоком уровне». Математическая школа стала победительницей в общемосковском кроссе школьников, ее питомцы выиграли все четыре дистанции. Вошла она в число десяти лучших школ Москвы в соревнованиях по лыжам. О шахматном же чемпионстве математиков, думается, и говорить излишне.

Все шло хорошо. В математическую школу «с физкультурным уклоном» приезжали специалисты, а то и просто любопытные, ведь слух о ее учителе

физкультуры шел по Москве. Уважаемая всеми Мета Васильевна Антропова и ее коллеги посвятили его опыту не одну серьезную публикацию. Опыт обсуждался на коллегии Мосгороно, где Георгий Леонидович Асеев, заведующий городским отделом народного образования, сказал:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены