Я – стюардесса

  • В закладки
  • Вставить в блог

«Уважаемая редакция! Я и мои подруги, давние подписчики «Смены», с интересом читаем в журнале рассказы о людях самых разных профессий. Сами собираемся в будущем стать бортпроводницами. Нам бы очень хотелось узнать об этой профессии побольше.

Ольга КОПЫЛОВА, Пенза»

Выполняя просьбу наших читателей, «Смена» попросила рассказать о своей работе бортпроводника инструктора Ленинградского управления гражданской авиации Галину Алкушеву. Монолог Галины записан корреспондентами непосредственно на борту самолета Ту-154 во время рейса Ленинград – Москва.

– Ну вот, кажется, все сели. Люда, посмотри в первом салоне – там женщина с детьми. Видишь, рядом с ними мужчина в тулупе. Им тесно и есть свободные места. Пересади его и предложи раздеться, что он парится...

Сложный это рейс Ленинград – Москва. Летим час, в горизонтальном же полете – всего двадцать пять минут, а технология та же, что и на дальнем рейсе. Какова технология рейса? Вот для вас рейс только начинается, а девочки уже давно в порту. За полтора часа в стартовом медпункте – осмотр, потом к диспетчеру – за технологической картой. Это вроде шпаргалки – в ней весь полет по минутам расписан. За час до полета – на борт. Нужно проверить – в исправности ли электрооборудование, освещение, сигнализация, аварийно-спасательные средства.

На этом рейсе нас четверо, на многочасовом, с питанием – пять человек. Я не в счет, я инструктор.

Ну, конечно, я не просто руковожу, а помогаю девушкам на дальних трассах. Самый трудный момент – посадка. Это первое знакомство. Мы с пассажирами недолго видимся. Несколько часов от силы. А вот настрой ние и самочувствие в самолете очень и очень от нас зависят. И тут уж о собственном настроении надо помнить. Улыбайся и веди себя так, будто на праздник собралась, и все у тебя порядке, на пять с плюсом, и уверена, что каждый, кто поднимаете! тебе, по трапу, – прекрасный человек. Ведь что такое бортпроводник? Это профессиональная хозяйка. Только гостей у нее много.

Вырулили. Сейчас взлетим. Идешь по салону, а кто-то строго так: «Девушка, почему на три минуты опаздываем?» И ногтем по часам стучит. Объяснишь, что есть диспетчерское и командирское время, а для пассажира полет начинается, когда двери задраили. В этом рейсе технология немного Другая – время поджимает. Обычно газеты или воду в горизонтальном полете предлагаем, а тут девочки подождут пять минут, одна информацию прочтет на двух языках, и за дело. Да нет, не трудно на взлете по салону идти, к этому привыкаешь.

Видите, как Вика идет? Молодец девочка. Казалось бы, недавно у нас работает, а все у нее получается отлично. Характер ровный, мягкая, приветливая. Не случайно в конкурсе «Авиасер-вис-82» первое место заняла. Это среди всех стюардесс Аэрофлота. Молодец. Смотрите, как идет хорошо, поднос красиво держит, а ведь он совсем не легкий. Улыбается. Что-то объясняет молодому человеку, а может, отвечает на комплимент. Ничего, кстати, плохого в этом нет. Дистанция, конечно, необходима, но зачем же обрывать человека, который тебе приятное говорит. Стюардесса – она ведь женщина и немного актриса. Она должна нравиться, вызывать положительные эмоции. Это нам и психологи на лекциях говорят. Но – без любимчиков, ко всем – одинаково. И все же – к каждому отдельно. Конечно, трудно. Люди разные, и чувство меры у них неоднозначное. Но мы ведь не просто Галя, Вика, Наташа. Мы полпреды Аэрофлота. А один из его девизов – комфорт. В том числе и психологический.

А как нам необходимо самообладание... Вспоминаю случай с моей коллегой из Шереметьева Таней Тютякиной – она на международных линиях работает. Всем известно, как девчонки боятся мышей. Высоты, скорости не боимся, а от мышей в обморок иной раз упасть можем. Таня увидела на ковровой дорожке бежавшую ей навстречу мышку. Упала, если бы в руках не было подноса, уставленного блюдами и бутылками. А потом ведь столько пассажиров, и все смотрят на нее. Особенно два подвыпивших иностранца. Они-то и были авторами шутки – пустили по ковру заводную мышку. Смешно? Кому как, а стюардессе не очень.

А вот еще случай был. У бортпроводницы из Донецка Люды Колоцей. Вы же знаете, у нас всегда есть информация о местах, над которыми пролетаешь. Так было и в тот раз, когда ее Ту-134 пролетал над бывшими партизанскими краями. «Воздадим память тем, кто вел здесь в годы войны героическую борьбу против фашизма. Вспомним партизан Ковпака и Федорова»... – сказала по микрофону Люда и вышла в салон. А там увидела пожилого человека, и по лицу его слезы текут. Подошла к нему. «Вам чем-нибудь помочь?» «Спасибо, девушка. Вы мне уже помогли... вспомнить своих боевых друзей. Я Федоров».

Есть, конечно, и у нас свои сложности – профессия специфичная. Семья каждой женщине необходима. А как ее создать, если ты каждый раз на свидание опаздываешь? Глядишь, а он уже на земле подругу жизни себе нашел. Взять хотя бы моих девочек – их у меня тридцать. По-разному у них семейная жизнь складывается. Хорошо, если муж, дети понимают, поддерживают. А если нет? Впрочем, разве одни стюардессы подолгу вне дома? А геологи, полярники, артисты?

Ну вот, приземлились. Сейчас с пассажирами прощаться будем. Обратите внимание, как они начнут торопиться к выходу. И это несмотря на то, что мы каждый раз их предупреждаем, что пригласим к выходу сами. Торопятся на землю. А нам каково? Сейчас будут выходить. Скажут тебе спасибо, улыбнутся на трапе – значит, хорошо поработали, значит, все в порядке.

Окончен рейс. Вон пассажиры как резво к автобусу побежали. И парень, тот, который Вику развлекал, и женщина с ребенком, которому молоко разогревали. Кажется, все хорошо, вроде недовольных нет. Через час (эти мои часы, кстати, подарок министра в 78-м на Всесоюзном совещании работников сферы обслуживания вручен) – через час получим документы на обратный рейс... Девочки, забытых вещей нет? Ну и отлично. Всего доброго.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены