Вот, казалось бы, отличный повод проявить гибкость в решении экономических задач, о которой так много говорится в последние годы! Но 'бумаги давно ушли «наверх» и легли на столы руководителей Министерства социального обеспечения РСФСР, а решения до сих пор не видать. Предложение «заморозили».
При желании в пользу «замораживания» можно привести такой аргумент: в магазинах «Медтехника» стоят кресла-коляски для инвалидов производства других заводов. Раскупают их неохотно. Но ведь приобретать их не хотят не потому, что не нужны, а потому, что плохие. В отличие от ставровских.
Пожалуй, самое время рассказать, почему продукция Ставровского АТО пользуется таким спросом.
Многие годы приоритет в производстве колясок на мировом рынке сохраняет за собой западногерманская фирма «Майра». И когда зашел разговор о перевооружении цехов АТО техникой для выпуска новых изделий, в Ставрове решили «не изобретать велосипед». У фирмы «Майра» были запатентованы две модели колясок с ручным приводом. Руководители завода и владельцы компании заключили контракт на поставки из ФРГ производственных линий и станков. В декабре 1984-го прибыли первые партии оборудования, и немецкие специалисты совместно с заводчанами приступили к его монтажу. Как уже говорилось, меньше года понадобилось для выпуска первых колясок.
— Деловой контакт с «Майрой» дал огромный толчок развитию завода, — рассказывает В. А. Чернодаров, — гарантировал высокое качество изделий. Судите сами: за все время мы не получили ни одной рекламации или жалобы. В определенной степени этому способствовало и то, что контроль за качеством на первом этапе осуществляли представители фирмы. В чем, в чем, а в отсутствии заводского патриотизма сотрудников «Майры» не упрекнешь. С их же помощью в 1986 году мы начали подготовку к производству новой модели — кресла-коляски с электроприводом. Опытная партия закончена в 87-м. Испытания пройдут в Крыму, в специальном санатории для людей с недостатками в опорно-двигательном аппарате. В сущности, создан микроэлектромобиль. Внешне он мало чем отличается от механических колясок. Управление осуществляется просто: через компактный электронный блок. Запас хода электроколяски — 50 километров, скорость — до 18...
Ставровский завод работает так, что не возникает сомнений: качественно электроколяска не уступит обычной механической. Но директора беспокоит другое. Стоит запустить ее в серию, и сразу же возникнет проблема с эксплуатацией. Коляска предназначена в основном для езды по улицам. Но как быть, если на наших дорогах место находится только автомобилям? На этот вопрос стоит, наверное, обратить внимание в ГАИ.
Однако разговор о завтрашних проблемах пока оставим — сегодняшние еще не решены.
— Отказать людям, пишущим письма на завод, — секретарь комитета ВЛКСМ Виталий Черников с заметным трудом подбирает слова, — то же самое, что обидеть ребенка. Рабочие понимают, что производственные отношения в нашей ситуации уступают место человеческим. И стараются использовать малейшую возможность помочь. Из сэкономленных материалов делаем несколько колясок и с невероятными сложностями (оформлять их приходится дифференцированно) отправляем самым нуждающимся. Недавно секретарь комитета ВЛКСМ головного предприятия — «Автоприбора» — сам ездил в Одессу, отвозил коляску бывшему летчику Андрею Шишкину, потерявшему после аварии обе ноги. Как обрадовал Андрея подарок заводчан, видно из его ответного письма, полного теплых, дружеских слов. Неподалеку от Ставрова расположен дом-интернат, где живут дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Комсомольцы завода не раз принимали участие в субботниках, на которых собирали внеплановые коляски для подшефных детей. Но это, как вы понимаете, капля в море. Большего сделать мы не в силах. Проблему надо решать принципиально.
О том, как выйти из создавшегося положения, уже говорилось. Но есть и другой, не менее важный вопрос: когда с дефицитом кресел-колясок для инвалидов будет покончено? 1988 год переломным не станет, это уже ясно. При планировании исходили из «бумажных» выкладок работников отделов социального обеспечения, а не из реального положения дел. И в результате около восьми тысяч человек так и останутся прикованными к постели по крайней мере еще на год. По крайней мере...
— Если бы не дружеская помощь комсомольцев завода, — сказал Андрей Шишкин, с которым мы связались по телефону, — не видать мне было бы коляски лет десять. У нас в Одессе на их получение огромная очередь. Испытываю какую-то неловкость, что неожиданно оказался в привилегированном положении...
Вот даже как! Человеку, потерявшему ноги, но продолжающему работать (Андрей издал уже несколько книг), не по себе при мысли о том, что он находится в лучших условиях по сравнению с другими больными. В последнее время очень расхожим стало понятие «престиж». Нелегко некоторым нашим согражданам мириться с тем, что у соседа или сослуживца «шмотки» пофирменней и аппаратура помощнее. Потребителям продукции Ставровского АТО не до престижа. Из-за равнодушия и халатности некоторых здоровых они, неизлечимо больные, лишены элементарных жизненно необходимых «лекарств». И ведь не редких препаратов или приспособлений, производимых только за границей и покупаемых только на валюту. У себя же в доме не можем разобраться в задачке на уровне школьной арифметики.
Собираясь в командировку, долго думал над тем, как писать о теме, главное место в которой занимают люди, лишенные радости владеть своим телом. О болезнях с социальным подтекстом мы говорить научились. Но алкоголизм, наркомания, СПИД — «приобретения», за которые можно винить только самого себя. А как сказать о людях, не виноватых в своем горе? Среди потерявших способность двигаться большинство — жертвы несчастных случаев, ветераны войны, представители профессий, сопряженных с опасностями и риском. Есть среди них воины-интернационалисты, прошедшие суровую школу Афганистана. Одним словом, люди, честно выполнявшие свой долг.
Значит, и писать об их сегодняшних трудностях нужно честно, не пряча за паутиной замысловатых фраз суть. А она, суть, проста: помочь инвалидам почувствовать себя полезно и интересно живущими можно только конкретной и оперативной заботой.
...Прощаясь с директором Ставровского АТО Чернодаровым, мы, как и положено, обменялись бодрыми заверениями и пожеланиями успехов в работе. Уже в дверях директорского кабинета Владимир Алексеевич вдруг остановил меня и по-житейски добавил:
— Надо что-то делать... За пять минут до вашего прихода секретарша опять принесла письмо. На этот раз из Казахстана, из города Светловодска...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.