Комментарий заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ Владислава Фронина
Что смущает, так это категоричность. В свое время категоричность привела к «политбоям», «политоблавам», «политудочкам». Да, пусть не обижаются волжане: задолго до них все это было. И отказались в свое время потому, что эти формы «подменяли планомерное изучение революционной науки эпизодическими наскоками». Оставим в прошлом эмоциональность «политоблавы», отметим для себя подмену: вместо изучения — наскок. Это, согласитесь, уже серьезно.
В мире мудрых мыслей есть такое утверждение: учение без размышления вредно, размышление без учения опасно. Положим и его на наши весы.
«Давайте разберемся» — под такой рубрикой в одной из газетных публикаций авторы тоже разбирали волжские политбои и в отличие от нашего восторженного «Дерзайте!» пришли совсем к другому, не менее категоричному выводу: это провокация. Со студентом-вечерником, игравшим роль капиталиста и угодившим за это под рубрику «Давайте разберемся», в институте долго не церемонились. Быстро приклеили к нему приставку «анти», хотели было исключить, но нашлись другие взрослые, телефонный звонок оставил студента в звании вечерника, а поиск горкома комсомола был продолжен. Так давайте разбираться, а не приклеивать приставки «анти».
Давайте разбираться...
Убежден в одном: сегодняшний репортаж из Волжского вызовет самые полярные мнения, суждения, оценки. Вот они-то, их анализ и важны для нас, для всех, кто участвует' в начавшейся перестройке политической и экономической учебы молодежи. Есть на этот счет постановление бюро ЦК ВЛКСМ. Но хочу подчеркнуть: речь не идет о директиве из центра, наоборот, постановление всячески поощряет самостоятельность, творчество, поиск.
Обсуждали как-то проект этого документа с комсомольскими работниками с мест, поднялся один из них и говорит: «У нас в республике, в горах молодые ребята берут ручку в руки раз в году. Так что предлагаю: в документе разрешить нам не политшколы открывать, а политячейки». Больше всего обрадовала реакция его коллег: «Чудак-человек, никто не запрещает, открывай».
Когда не запрещается сверху, вот тогда-то и боязно бывает нарушить, открыть, провести... Не за кого спрятаться, не на что сослаться. А потому есть два метода перестройки политической учебы. Один: искать, пробовать, ошибаться, исправлять ошибки — двигаться вперед. Другой метод: не сидеть сложа руки, бурно предупреждать об опасности эксперимента, проводимого соседями. Без первого не бывает второго. Без первого не будет перестройки.
Бюро ЦК ВЛКСМ; обсуждая работу волжан, поддержало линию горкома комсомола на перестройку своей работы в свете решений XX съезда ВЛКСМ. Подчеркнем — линию! Не ждать указаний, действовать творчески. Наряду с ломкой устоявшихся стереотипов экспериментировать. Учиться преодолевать трудности, учиться на ошибках, неизбежных в любом, действительно новом деле.
Вдумаемся в само слово — «слушатель». Так именовали в политучебе молодого человека, решившего овладеть революционной наукой. В противовес проповеди сегодня все больше утверждаются диспут, дискуссия, диалог. Утверждаются подчас не без перехлестов, не без максимализма в отрицании полезного и важного.
Волжане не одиноки в своем поиске. В Домодедове Московской области задумали районный турнир политзнатоков. В Новгороде — политвикторины. В Минске в одном названии соединяются «Поэзия и политика». Но, пожалуй, самое популярное новшество — политклуб. Он открывается на заводе, в городе, селе, студенческой аудитории, на страницах газет, выходит в радиоэфир.
Давайте разбираться...
В Валдайском политклубе после бурных первых заседаний наметился спад, ребята выговорились: спорить есть о чем, а вот аргументов недостает. Почувствовали нехватку знаний и решили чередовать дискуссии с занятиями. Обратились к книгам.
Пропагандист из Электростали Сергей Румненко, исходя из опыта своей работы в политклубе, замечает: «Сейчас многие слишком уповают на новые формы, забывая о том, что, прежде чем спорить, молодежи надо дать знания, чтобы было о чем спорить».
Нельзя видеть в политбоях, дискуссиях и политклубах единственно верное лекарство от скуки и принудиловок. Вряд ли оправданно ввязываться в политбои, не будучи к нему подготовленным. Размышление без учения, вспомним, опасно.
Опыт волжан, других пропагандистов подсказывает: без планомерного обучения не может быть эффективного политбоя, диспута, дискуссии. Не случайно заинтересованный разговор шел в ЦК ВЛКСМ с пропагандистами именно о политических школах и политических семинарах как основе политической учебы. Только получив знания в политшколе, молодой человек приходит в политклуб. Приходит не зрителем, не слушателем — бойцом.
Часто слышишь вопросы: какая точка зрения ЦК ВЛКСМ — нужны ли нам политинформаторы в век телемостов и «прямых линий»? Авторам таких вопросов нужны... директивы. Ну, если есть мосты и вам не требуются политинформаторы, значит, не назначайте. А если у вас в цехе толковый человек, увлекающий всех своим рассказом о событиях дня, почему он не может быть политинформатором?
Главный вопрос — какие? Какие политбои, какие дискуссии, какие политклубы нам нужны?
Давайте посоветуемся.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.