Унесенная ветром

Денис Логинов|6 Марта 2013, 16:22
  • В закладки
  • Вставить в блог

5 ноября 1913 года родилась Вивьен Мэри Хартли (Вивьен Ли)

 Опубликовано в № 3, 2013

«Мой знак зодиака - Скорпион, а они съедают себя и сжигают изнутри. Я порхаю между счастьем и тайнами. Я и ханжа, и еретик в одном лице. Я говорю, что думаю,  не притворяюсь и  готова принять все последствия своего поведения…»       Вивьен Ли

 

Вряд ли можно считать случайностью то, что фильмы, в которых эта актриса сыграла свои наиболее яркие и удачные роли, носили знаковые  названия: «Унесенные ветром», «Клеопатра», «Трамвай желание». Все эти названия очень точно передавали импульсивность и темперамент ее дарования, а роли были настолько сильными, что жили своей собственной жизнью и отняли значительную часть здоровья и жизни актрисы.

Хрупкая, изящная, с большими, чуть приподнятыми к вискам глазами, она была кумиром миллионов женщин и объектом обожания миллионов мужчин во всем мире. Ей поклонялись, ей подражали, ей завидовали. И почти никто не знал, какой ад таился в душе этой женщины, какие бури бушевали в ней с юности и, в конце концов, убили. Тем более что внешне ничего не предвещало трагической развязки, скорее, наоборот…

 

Настоящее имя великой английской актрисы - Вивиан Мэри Хартли. Она родилась в Индии, в Даржилинге 5 ноября 1913 года в семье офицера колониальной армии Эрнеста Хартли и его жены Гертруды. Так как Гертруда была женщиной строгих правил и ревностной католичкой, она не смогла вытерпеть ветреного характера супруга и через несколько лет, не оформляя развода, увезла Вивиан в Англию, навсегда разлучив с отцом, где отдала дочь на воспитание в монастырь на целых восемь лет.

Девочка билась в истерике, просилась домой, но ничего не помогло. Жизнь в монастыре была строгой и скрашивалась… маленькими любительскими спектаклями, которые там ставили раз в год. Перст судьбы, не иначе. В этих-то спектаклях Вивьен и находила отдушину для своей вечно мятущейся души.

«Я не чувствую себя достаточно хорошо в одиночестве. Сразу становлюсь беспокойной. Я должна делать разные вещи. Я очень нетерпеливая личность».

Вивьен, все время, проведенное в монастыре, мечтала о семье, о доме, о том, чего была лишена из-за матери. Поэтому сразу по выходе из монастырского заточения она вышла замуж за адвоката Ли Холмана, который был старше её на 14 лет.

О знакомстве Вивьен с первым мужем вспоминают ее подруги Клер и Хилари Мартин:

«Вивьен сказала, что Ли Холман выглядит как идеальный англичанин, и что она выйдет за него замуж. На наше возражение, что он уже практически обручен, Вивьен заявила: «Это не имеет значения. Он еще не видел меня»…

Другая подруга по пансиону, леди Ламберт, писала:

«То, чего она не могла иметь, она хотела. То, что было во власти других, она тоже немедленно стремилась заполучить. В молодости Вивьен отличалась безжалостностью, которая доходила до крайности, как в большом, так и малом».

Почти одновременно с замужеством Вивьен поступила в Королевскую академию, вопреки желанию своего мужа и, конечно, матери. До последних дней беременности она умудрялась играть крошечные роли в рекламных роликах, эпизоды в кино, в театре.

Роды начались раньше срока и были трудными и болезненными. Мужа и мать Вивьен пугало явное отсутствие у Вивьен интереса к воспитанию ребенка. Предложение сниматься в кино вызвало у нее куда больше восторгов, чем рождение дочери, вся ее энергия уходила на актерскую игру. Верность супругу она хранила недолго, вскоре после начала актерской карьеры пошли первые измены. А дочь воспитывалась у бабушки, что вполне устраивало Вивьен.

Отношения с матерью – очень важный момент в ее жизни. Гертруда сама занималась воспитанием девочки, не доверяя ее няням и гувернанткам, и посвятила этому очень много времени. Особое внимание уделялось развитию умственных способностей ребенка и приучению к порядку. Перед сном мать раскладывала перед Вивьен игрушки и вещи, а девочка, отвернувшись, должна была перечислить, в каком порядке все расположено, вплоть до мелочей. До самой смерти Вивьен сохранила бытовые привычки, педантичность и аккуратность в мелочах, привитую ей с детства.

Дочь Сюзанна вспоминала впоследствии:

«Мама создала мир, в высшей степени отлаженный, но вполне уютный. Всему было свое место, свой порядок, но никто этого не замечал. Люди отдыхали, еда появлялась сама собой, но вовремя. Ничто не выходило из-под ее контроля».

Вивьен предпочитала интеллектуальные игры, шахматы, кроссворды, игры с карандашом и бумагой, шарады, пантомимы. Она умела занять гостей, обожала устраивать приемы в их поместье и была неутомимой хозяйкой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Linoleum–2008: люди из радуги

Российский фестиваль показал азиатскую анимацию в полном объеме

Русская Джоконда

Картина Ивана Крамского «Неизвестная»