К весне 1946 года Вивьен окончательно поправилась, но вернулась на сцену только через два года. Несмотря ни на что, успех не оставлял ее. Но из-за Оливье, который отказывался почти от всех предложений для Вивьен, она потеряла много хороших и интересных ролей.
Провал фильма «Анна Каренина» с ее участием совпал с триумфом «Гамлета» Оливье и вручением ему звания рыцаря. Это заставило Вивьен почувствовать себя всего лишь женой прославленного актера.
После получения рыцарского звания Оливье стал вообще невыносимым, заносчивым, он даже позволял себе бить других актеров. И у самой звездной пары в тот период наступил кризис в отношениях: они совсем перестали понимать друг друга.
Но, тем не менее, продолжали работать вместе. Оливье поставил новую пьесу «Трамвай «Желание», где Вивьен играла Бланш. Успех был оглушительным.
Тандем супругов Оливье был признан на родине самым выдающимся королевским театральным дуэтом. Имя этой четы на протяжении многих лет будет означать интеллект, красоту, вкус, могущество, равное королевскому.
Надо сказать, что Вивьен отказывалась от хороших предложений и выгодных ролей ради того, чтобы быть рядом с Ларри и работать с ним. Но сам Оливье не нуждался в их театральном союзе в той же степени, что и Вивьен. Ради нее он не отказывался от съемок в кино и от ролей в театральных постановках, был занят в основном собой и собственной карьерой.
В начале 1950-х годов Лоуренс Оливье снова отправился в Голливуд на съёмки фильма «Сестра Керри» (по роману Теодора Драйзера). Вивьен Ли поехала за ним и снялась в роли Бланш Дюбуа в «Трамвае "Желание» по пьесе Теннесси Уильямса. Эта роль принесла актрисе второго «Оскара» и окончательно расстроила отношения с мужем.
Переутомление и ссоры привели к нервным припадкам, да таким сильным, что актрису даже поместили на несколько месяцев в психиатрическую клинику. Спустя некоторое время Вивьен снова вышла на сцену и играла вместе с мужем. Они тщетно пытались сохранить хотя бы видимость благополучия, но все уже знали, что их браку пришел конец.
1944 год можно назвать поворотным годом в жизни Вивьен, после которого приступы депрессии стали уже серьезным психическим заболеванием. На своих вечеринках она даже придумала игру для гостей - «способы убить младенца».
В сентябре во время съемок начался очередной приступ: неожиданно с искаженным от гнева лицом она стала истерически кричать на костюмершу. В этом маниакально-депрессивном состоянии Вивьен находилась несколько недель, а позже не помнила, как себя вела, что делала, и спрашивала у окружающих, перед кем она должна извиниться.
У Лоуренса в это время начался роман с другой женщиной — актрисой Джоан Плоурайт. В день 45-летия Вивьен Оливье подарил ей шикарный «роллс-ройс» и объявил, что хочет… развода. Вивьен пережила тяжелейший удар, но, даже когда он окончательно ушёл от неё, в глубине души всегда надеялась на его возвращение.
В 1960 году состоялся тяжелый бракоразводный процесс. Вивьен теперь не хватало Лоуренса не только как личности, но не хватало и всего того, что за ним стояло - ведь все знали их, как чету «Оливье». Она переживала не только кризис брака, но и кризис личности. Да и у самого Ларри после развода, когда Вивьен уже не было рядом, весь светский лоск быстро поблек.
А ведь задолго до начала каких-либо отношений с Лоуренсом Оливье, увидев его однажды на сцене, Вивьен объявила подруге, сидящей рядом:
- Я буду его женой!
Она действительно добилась своего, и их карьера стремительно летела вверх. Но вдруг, словно воздушный шар, лопнула и оглушила обоих. А ведь Вивьен часто жертвовала своими личными творческими интересами в угоду Ларри и их дуэту, из-за чего при жизни ее часто незаслуженно считали менее одаренной, чем Оливье.
Режиссер Элиа Казан вспоминал:
«Она была актрисой от Бога, она работала над ролью инстинктивно, не привлекая сознания, за исключением тех моментов, в которых чувствовалось влияние Ларри… Многочисленные спектакли сделали Вивьен одной из самых выдающихся театральных актрис. Все отмечали ее подвижность, изменчивость, комедийный дар, ее темперамент позволял ей играть на грани нервного срыва».
Но существовало одно «но»: каждая сыгранная роль подрывала ее здоровье, она настолько вживалась в роль, что это лишало ее сил и вызывало психическое расстройство. Каждый раз, когда она играла подолгу одну и ту же роль, стоившую ей большого нервного напряжения и срывов, созданный образ потом не отпускал ее, она даже не могла забыть строчки текста.
В периоды кризисов прошлое неминуемо давало о себе знать неожиданными и бесконтрольными проявлениями. Когда приступы приближались, Вивьен устраивала шумные приемы, длившиеся всю ночь, заставляла всех играть и развлекаться, надевала откровенные наряды и кокетничала с молодыми людьми.
Еще 7 лет после развода она играла на сцене, стараясь доказать всем — и самой себе, что ещё молода, прекрасна, полна сил.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Старость как ступень для новых совершений
Ксения Годунова