Все подвинулись поближе к Толе.
«Зорко глядя на прохожих, обсуждали меж собой: у кого какой горошек, у кого узор какой?»
- Почему же это «пустяковый разговор»?
- А поэту, понимаешь, досадно, что девушки только о шелках, да о нарядах думают. Но дальше поэт сказал себе: «Тихо! Может, гнев мой невпопад, может, это шли ткачихи на Трехгорный комбинат!»
Всем понравилось.
- Изменить бы в конце немножечко, поставить: «...на текстильный комбинат», - сказала Женя, - тогда это будет и про нас.
- Нет, нас горошек уже не восхищает, - возразила Тамара. - В Праге, на конкурсе, какие модели признаны лучшими? Советские. А из каких тканей сшиты некоторые из этих лучших моделей? Из натурального креп-жоржета и крепа московского, со станков «ЧГСП-50» комсомольской бригады первого цеха, бригадир которой в последнее время стал усиленно интересоваться поэзией...
Поднялся смех. У Толя Мартазова недавно «сорвалась» пятерка по литературе. Он учится в вечерней школе. Четко, «показав эрудицию», ответил он урок. Довольная учительница объявила, что ставит ему «пять». И вдруг попросила прочитать заданные стихи, а стихи-то он и не выучил...
- И почему нет поэмы о «Красной Розе»?..
... Танцуют свой хитрый танец ремизки, чередуются нити основы. Сквозь них, едва позволив глазу различить цвет утка - то желтый, то розовый, - пролетают челноки. И спешат, спешат батаны. Создаются изумительные праздничные ткани. Пять тысяч разных расцветок! Третья часть шелков, изготовленных в стране, соткана на «Красной Розе»... Разве все это не достойно поэмы?
Тирада Тамары вызвала одобрение у всех, кроме Саши. Она поглядела на Тамару, на Толю, на Женю и спросила с шутливой укоризной: - А производственному сектору с его прозой куда теперь?
- Правда, правда, Саша, у тебя ведь очень важное... - спохватилась Тамара.
- Рано еще про нас стихи писать, - энергично заговорила Саша. - Верно, мы цех «ЧГСП», цех восемнадцати ассортиментов. Но я сейчас занимаюсь анализом того, почему одни работают лучше, другие - хуже. Правда, все наши комсомольцы нормы выполняют. Но есть такие, что так на норме и застыли. Как же мы, комсомольская бригада и весь первый цех, перевыполним план? Этак мы его просто не выполним!
- Ну, ты напрасно разыграла скептика, -
обезоруживающе миролюбиво улыбнулась Саше Тамара. - Вот увидишь, напишут про нас поэму. Очень хорошую... А с показателями так сделаем: ты все закончишь, и тогда посоветуемся, кому как помогать, а кого и на бюро... Где она, твоя заветная?
Саша ведет тетрадь, в которую она записывает все, что касается работы комсомольцев на производстве: когда кого вызывали на бюро и что из этого получилось.
Бюро. Сухое, короткое слово. Рая смотрела на всех по очереди и все внимательно слушала. Так вот оно какое, бюро! А за стеной грохочут машины, будто экспрессы, несущиеся на встречных курсах и на бешеных скоростях. Еще не перешагнув порога, можно представить себе, как беспокойно и трудно тут человеку. Но Рая знает, что в цехе просторно и светло.
Конечно, в такой час, после затянувшегося бюро, надо скорее домой, садиться за книжки. Или уж забежать в кино? Но Тамара и Толя едут за город, к отцу одной работницы, комсомолки их цеха. Выяснилось, что человеку надо помочь в его семейных делах. Темно и поздно, но другого времени не было. Они вышли на улицу Льва Толстого. Рае с ними по пути до метро.
Простившись с Тамарой и Толей, она пошла домой пешком. Шла с хорошим сердцем и все думала о своих новых друзьях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.