- А почему же считается, что все это для меня лично? - пожала плечами Рая. - Конечно, если бы меня хуже учили, я бы зарабатывала меньше. Но когда я лучше работаю, это же выгодно производству?
- Подожди, сейчас ты все - таки поймешь. А взаимопомощь во время работы? Вот у тебя остановились сразу два станка: на одном надо менять челнок, на другом - обрыв. А у Лены станки работают, и руки у нее свободны. Она подходит к твоему станку и завязывает обрыв, а ты у другого заправляешь челнок. И это делается во всех цехах, во всех сменах.
- А что же, я разве не подхожу к станкам Лены? Но это же опять для производства.
- Для производства. Но люди помогают друг другу из чувства дружбы, от души, а не только по распоряжению директора. Да ты хорошенько погляди на наши станки. Ведь они не только превосходят заграничные старые «Дидериксы», «Рюти» и «Бениндеры» по быстроте и производительности. Из-за тех и человека не видишь! А наши конструкторы старались, чтобы тебе легче и приятнее было работать, чтоб станок был послушен. Не висит на лохматой веревке груз для основы, не затянет никуда конец фартука - все аккуратно под кожух забрано. И красивый станок тоже не зря, тоже для твоего хорошего настроения, самочувствия. Но тебе кажется, что все это только в интересах производства, но само-то производство для кого? Неужели ты никогда не думала об этом?
Рая не отвечала.
- А помнишь наш праздник в Зеленом театре Парка культуры и отдыха? Нам захотелось встретиться с другими ткачами. Мы нарочно обращали внимание на платья и видели и ткачих и актрис в нарядах из наших тканей. И каждая, одетая в знакомый шелк, казалась нам тоже знакомой, соседкой, живущей с нами на одной улице или в одном доме. А сколько у нас таких «соседок»? Сколько мы даем людям радости своим трудом и сколько берем ее от труда других людей, а ты говоришь: «...это все - для производства»!
- А мне всегда досадно, когда я вижу какую-нибудь расфуфыренную особу в нашем шелке, - сказала вдруг Рая. - «Ах ты, - думаю, - идешь, важничаешь, что на тебе такое платье, а знаешь ли ты, каких трудов оно стоит?»
Все расхохотались. Рая тоже. И отчуждение вдруг прошло, и никто больше не сердился. А Рая показалась всем такой худенькой и хрупкой.
- Ох, я и забыл! - Толя вынул кулечек с «Золотым ключиком». Это постоянный и добровольный налог в пользу девушек. Первой он протянул угощение Рае.
- Из-за тебя позабыл. Бери. Рая взяла конфетку.
- А мне что, идти? - спросила она тихо. Уходить ей явно не хотелось.
- Время есть - посиди.
Стали толковать о ночном рейде. Как легче вскрыть причины простоев оборудования, кто виновник? Как обращаются с сырьем? Какова культура производства в ночные смены?
Встретиться решили в двадцать три ноль-ноль под часами во дворе.
- Ты смотри, никому ни слова, - предупредила Раю Тамара. - Рейд только тогда имеет смысл, когда он нагрянет нечаянно, вдруг. Понимаешь?
- Не беспокойся. Сами-то не входите в цех гуртом, а то сразу видно, в чем дело.
Все засмеялись:
- Правильно!
- Вот послушайте, девушки, и скажите, о ком написал поэт. - Толя раскрыл книжку.
- «Шли под ручку две подружки, и замечу не в укор, что вели они друг с дружкой пустяковый разговор...»
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.