Учитесь правильной гребле

Г Блек| опубликовано в номере №33, июль 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

ЦЕЛЬ ГРЕБЛИ, как скоростного спорта, заключается в том, чтобы получить возможность с наибольшей быстротой передвигать лодку по воде, избегая всевозможной непроизводительной затраты сил.

Водная среда, как известно, оказывает всякому движущемуся по ней телу сопротивление, которое зависит от величины, подвергающейся трению поверхности и быстроты движения.

Поэтому только та лодка будет отвечать своему назначению, у которой форма корпуса наиболее целесообразна и величина площади трения доведена до минимума.

Само собой понятно, что вес лодки играет очень важную роль.

При увеличении быстроты движения, возрастает и сопротивление воды пропорционально квадрату скорости. Гребец имеет задачу при помощи весел преодолеть сопротивление воды, которое тормозит ход лодки. Вода здесь служит точкой опоры, от которой отталкиваются при помощи весла.

Весло, введенное в воду, тотчас же должно найти точку опоры и сохранять ее до тех пор, пока не будет вынуто на поверхность. Для этого необходимо, чтобы лопатка весла отвесно опускалась в воду, но ни в коем случае не уходила вглубь.

Так как движение лодки и лопатки весла совершаются в горизонтальной плоскости, то и рукоятка весла в руках гребца описывает путь по горизонтали. Как основное правило, следует запомнить, что весло должно проводиться в воде с возможно большей быстротой, дабы найти там лучшую опору. В работу веслом гребец вкладывает всю свою силу.

Работа весла в воде происходит в следующих условиях: с момента погружения его в воду, при начале удара, оно приводит в движение находящуюся перед ним воду. Лопатка переходит из взбаламученной ею воды в спокойную воду, вплоть до того момента, пока весло не станет перпендикулярно к продольной оси лодки. Отсюда лопатка снова попадает в неспокойную воду, откуда - и движение на поверхность. Ясно, что результат проводки будет тем большим, чем короче тот путь, который проходит лопатка в направлении, противоположном движению лодки.

При гребле должны работать мышцы всего тела: рук, ног и туловища, но никак не одних рук, как это часто наблюдается.

Лишь надлежащим согласием работы всех трех мускульных групп можно достичь сильного и равномерного давления весла на воду.

Руки должны вести весло в требуемом направлении и вместе с тем вносить в проводку свою долю усилий. Корпус поддерживает работу рук и увеличивает длину удара своим движением. Ноги, опираясь на подножку, передают лодке энергию, которую развивают руки и корпус.

В настоящее время существуют два вида гребли: «распашная», где каждый гребец двумя руками работает одним веслом, и «парная гребля», где гребец работает двумя веслами, несколько меньших размеров. Оба эти вида гребли возможно производить как на подвижных, так и неподвижных банках (сиденьях). Подвижные банки появились впоследствии, дабы дать возможность достичь наибольшей скорости на гонках Работа рук и корпуса для обоих видов будет одинакова. При применении подвижных банок, к ним присоединяется передвижение корпуса вдоль сидения силою ножных мышц.

Обучение новичков обыкновенно производится на неподвижной банке в силу того, что работа здесь несколько проще.

Для этого служит специально оборудованный, сидящий в воде неподвижный гребной ящик, снабженный веслами. Гребной ящик дает возможность инструктору следить за учеником с самого близкого расстояния и со всех сторон. При работе в ящике предоставляется возможность разбить удар весла на отдельные движения и повторять каждое из них, сколько понадобится. Остальные ученики в это время будут наблюдать работу обучающегося, следить за правильностью исполнения и ошибками. Если в клубе нет специального ящика, то следует взять обыкновенную, но возможно широкую распашную двойку, закрепив прочно ее у плота.

Весьма важно, чтобы все части и принадлежности инвентаря были бы правильного размера; это повлияет на успешность ученика. В противном случае от него нельзя требовать правильной работы.

Прежде чем усадить ученика в ящик, следует познакомить его с названием различных частей лодки и весла.

Обучение начинать со следующего: основное положение - ученик сидит на скамье, ноги закреплены на подножке и выправлены, корпус находится как - раз против ступней и выпрямлен с небольшим наклоном вперед; руки вытянуты и держат весло; последнее должно быть отвесно поставлено лопаткой и лежать в уключине, параллельно воде. Наружная рука, т. - е. та, которая лежит дальше от уключины, находится на самом конце рукояти, внутренняя рука - ближе к уключине, приблизительно на ширине ладони. Большие пальцы обеих рук охватывают рукоятку снизу. Весло поворачивается в уключине, для придания лопатке вертикального положения, это производится одной внутренней рукой. Во внешней - рукоять свободно вращается в ладони.

После команды - «принять основное положение», на которую производится то, что было описано выше, следует вторая команда - «внимание, весло в воду». Слово «весло» несколько растягивается - секунды 3 - 4.

По этой команде корпус медленно наклоняется вперед, сгибаясь в бедренных суставах, колени расходятся (немного) в стороны, руки одновременно вытянуты вперед и ведут рукоятку весла в горизонтальном направлении и, не доходя 20 см (приблизительно) до подножки, поднимаются наклонно вверх, пока кисти не окажутся над носками ног, а отвесно стоящая лопатка не подойдет вплотную к воде. Все движения при этом должны производиться плавно, без резких толчков. Следует обратить внимание, чтобы плечи ни в коем случае не поднимались кверху.

Ученик должен при заносе настолько наклоняться вперед, насколько это возможно при прямой спине и слегка согнутых ногах. Команда «в воду» произносится отрывисто. При этом приводятся в движение одни руки, резко поднимаемые вверх так, чтобы лопатка весла вся покрылась водою. Корпус не выпрямляется, но находится в прежнем положении. Следите, чтобы лопатка не слишком погружалась в воду, так как в противном случае это вызовет напрасное расходование силы при проводке. Следует помнить, что при опускании весла нужна быстрота, но никак не сила.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Июльские дни

Из воспоминаний участника