Ю. Семенов. У меня такая любимая книга – «Дневник» братьев Гонкур.
А. Пугачева. Еще люблю воспоминания Шкловского о Маяковском. Мне сейчас ближе такие книги. Они для меня важнее, чем просто беллетристика. Новое читаю сейчас только по совету. Смотрите-ка, люди продолжают отстаивать свободный выбор в любви, но и свахи возвращаются, сватовство. Так и с книгой у меня. Сосватают – буду читать.
Ю.Семенов. Я, кажется, кое-что о вас теперь знаю. Обычно разделяю людей на две большие группы. Пассивных и активных политически. Это, по-моему, одна из важнейших характеристик. Вот вы, Алла, на взгляд, человек крайне политизированный.
А. Пугачева. Я?!
Ю.Семенов. Ну да...
А. Пугачева. Да что вы?! Я об этом даже и не думала никогда...
Ю.Семенов. Не спешите... Это значит, вы точно знаете, чего хотите, чувствуете происходящее, перевариваете его в себе и не просто откликаетесь, но и предлагаете свои решения.
А. Пугачева. Хорошо! Пусть будет так. Конечно, я напрямую связана с временем, а стало быть, с людьми. Но меняется время, меняется и публика. Три года назад – одна, нынче – совсем другая. Три года назад я пела «Сонет», «Не отрекаются любя», сейчас – «XX век», «Птицы», «Скачки»...
Ю.Семенов. Вот-вот... Вы чувствуете время. А оно не стоит на месте. Новые ритмы, новые образы, да и лексика иная – у молодежи. Ее не пугаться надо, а понять – отчего это они так себя реализуют, а не иначе. Подчеркиваю: понять. Я убежден в том, что надо глубоко уважать две главные особенности нашего времени: скорость и тягу людей к информации. Как талантливо Флобер проинформировал современного ему читателя да и нас с вами о положении женщины во Франции в середине прошлого века... Информация ведь не только цифры и факты, не только статистика... Мне все время видится ваш концерт, на котором вы работаете... ну, допустим... с профессором Капицей... Он говорит о науке, но, знаете ли, нынче наука без этики, без воспитания чувств невозможна! Она ведет к преступлению... А воспитывать чувства – удел искусства. Разных видов и жанров, но обязательно ТАЛАНТЛИВОГО!
А. Пугачева. Что ж... Однако не должно быть так, чтобы искусство несло в себе только привычное, знакомую мысль, устоявшуюся форму. Это скучно... Даже если очень профессионально или виртуозно.'Нужен синтез. В моем деле – синтез жанров, а это уже не эстрада, это театр, театр песни.
Ю.Семенов. И скоро будет такой?
А. Пугачева. Я считаю, что он уже давно у меня есть. Нет стен и нет статуса театра, но это не причина для молчания. Я должна петь, не могу не петь.
Ю. Семенов. Способ существования?
А.Пугачева. Скорее, способ выражения чувств...
Ю.Семенов. Поверьте – это способ существования. Хотя вы еще молоды, но по количеству песен, которые любимы в стране, превзошли Эдит Пиаф, когда она уходила. Вот такой я вам «высчитал» комплимент.
А. Пугачева. Спасибо. А вы не боитесь за меня, ведь ищу-то я себя на людях?.. А если под гипнозом популярности потеряю критерии, невольно начну халтурить?
Ю. Семенов. Не начнете, у вас субстанция другая. Иначе нарушите контакт с самой собой. Верите в себя?
А. Пугачева. Да!
Ю. Семенов. Вот давно хотел спросить: «Чучело» с вашей дочерью в главной роли – не автобиографический ли это фильм?
А.Пугачева. В какой-то мере... По тону, по настроению...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.