А у нас во дворе…

Валерий Локтев| опубликовано в номере №1253, август 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Ах, – сказала Золушка, – если бы можно было и завтра поехать во дворец! Принц так просил меня... Володя Мадумаров махнул рукой, дрогнула магнитофоннная бобина, и нежные звуки «Элегии» Масне заполнили сцену. Золушка плавно, запрокинув голову, закружилась, а волшебница-фея, несмотря на свой почтенный возраст, вдруг тоненьким голоском подхватила мелодию. И задорная девичья улыбка озарила лицо тихой старушки.

...В большом зале собрались ребята из трех городских школ. Сказка, написанная почти два века назад юристом, членом Французской академии Шарлем Перро, сегодня обретала новую жизнь во Дворце культуры киргизского города Джалал-Абада. Эта постановка не была похожа на десятки профессиональных инсценировок знаменитой сказки. Родилась она в одном из обычных жилыхкварталов, на детской площадке «Росинка», окруженной типовыми блочными пятиэтажками. А нынче дворовый театр впервые показывал свой спектакль на главной сцене города. Удивительная история, случившаяся в одном далеком королевстве много-много лет назад, а теперь вот разыгранная здесь девчонками и мальчишками, трогала сердца их сверстников: зал то замирал, затаив дыхание, то восторженно шумел, радуясь торжеству справедливости и добра.

За несколько дней до этого я смотрел еще одну постановку «Росинки» – «Повесть о красноармейце с искрой в руке». Пьесу написал сам руководитель театра – семнадцатилетний учащийся ГПТУ Володя Мадумаров. И были тогда перед «артистами» не сцена, не свет прожекторов, не бархатный тяжелый занавес, а высокое небо над головой, да весенний луг под ногами, да яркое киргизское солнце и буйное цветение алычи, яблонь, слив. Ребята выступали в колхозе имени Ленина перед бригадой знатного животновода Героя Социалистического Труда Мариям Узденовой.

После спектакля Мариям обняла юных актеров:

– Это самый красивый спектакль, который я видела... Спасибо вам! Вы настоящие артисты!

И тогда остроглазая третьеклассницаГуля Дедабавва ответила с обескураживающей улыбкой:

– Что вы, тетя Мариям, мы просто

помогаем людям радоваться!

В местном краеведческом музее я увидел экспозицию, посвященную театру Мадумарова. Созданный три года назад, он уже стал частицей истории столетнего Джалал-Абада. Я обратил внимание на одну фотографию: изображены на ней двор – клочок изрытой, в канавах и ухабинах земли, сжатой серыми коробками зданий; на дальнем плане – одинокие фигурки ребят.

– А при чем тут «Росинка»? – удивился я.

– Такой она была в начале семьдесят шестого, – пояснила научный сотрудник музея А. Васильева. – Двор как двор... Пустырь, одним словом...

Кто знает, появился бы этот театр, эта детская площадка, не живи в одной из пятиэтажек Элеонора Алексеевна Яворская – педагог, проработавшая в школе более сорока лет и сохранившая в душе материнскую любовь к ребятам, к их нескончаемым затеям и выдумкам. Она давно приметила стройного черноволосого подростка: он заходил к ней взять новую книгу, все больше про театр, про актеров. Был он замкнут, молчалив, но как-то в минуту откровения поведал Элеоноре Алексеевне, что давно мечтает поставить спектакль. «Я уже кое-что с сестренками репетирую, – смущаясь, добавил он. – Но это так, не всерьез... Было бы нас побольше!»

...Так возникла идея создать во дворе свой театр.

– А ты, Володя, не хотел бы стать режиссером? – спросила Элеонора Алексеевна. И, будто не заметив, как радостно вспыхнул мальчишка, увлеченно продолжала: – Только сначала мы должны украсить наш двор. Сделать его праздничным, веселым. Чтобы и малышам было интересно. (Элеонора Алексеевна видела, с какой любовью, заботой возится Володя с самыми маленькими обитателями двора.) Организуем детскую площадку? Сами, своими силами... Хорошо?

...Сегодня те дни, когда ребята строили свою «Росинку», вспоминаются как самые радостные, самые солнечные. Название придумала Айнаша Мансурова. Она училась тогда во втором классе, и все звали ее Дюймовочкой.

– А почему «Росинка». Айнаша? – спросил я ее перед началом спектакля «Школа», где она играет главную роль.

– Когда я совсем маленькой жила в кишлаке, я впервые увидела росу на цветах. Она была разноцветная и вся переливалась красками. Очень красиво... И я вспомнила об этом – о маленькой-маленькой росинке...

Двор постепенно преображался. По-явились песочницы, карусели, качели и небольшие фанерные домики. Их разрисовал девятиклассник Валерий Кале-нов: герои любимых «мультяшек» – Чебурашка, крокодил Гена, Винни Пух, Белоснежка и забавные гномы радостно встречают нынче малышей.

– Мы тогда все очень подружились, – рассказывал мне Арак Таджибаев, бессменный-звукооформитель «Росинки». – Узнали друг друга по-новому, хотя столько лет рядом жили. В занятии интересным делом быстрее и ближе сходишься, чем в разговорах.

А Замира Мансурова (она играет злую мачеху в «Золушке») добавила:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены