– Мы потом обо всем этом пьесу сочинили. Так ее и назвали – «Наш двор»...
Двор нашего детства... Сколько бы лет ни прошло, куда бы мы ни уезжали потом, он навсегда будет с нами в памяти, в душе. Здесь впервые зародилась дружба и робкая полудетская любовь, здесь складывался характер, выкристаллизовывались жизненные устои, отсюда берут начала долгие дороги человеческих судеб. Для каждого из нас двор был не просто местом ребячьих игр, но и школой жизни, где можно было, как и в любой школе, найти своих «отличников» и «второгодников».
Послевоенное поколение помнит жаркие «бои», когда в ход шли деревянные сабли и «парабеллумы», а карманы оттягивали самые настоящие гильзы, найденные на окраинах города. Нынче у детей иные игры, но дух товарищества и взаимовыручки ценится так же высоко, как и тридцать лет назад. Сегодня во дворы пришли спортивные клубы «Кожаный мяч», «Золотая шайба». Сегодня во дворы пришло искусство, и в первую очередь одна из самых демократичных форм его – театр. Не это ли тот «золотой ключик», который открывает сердца мальчишек и девчонок, помогает им понять себя и окружающий их такой непростой мир.
Об этом писал мудрый Януш Корчак. Это пока еще неосознанно понимали и энтузиасты джалалабадской «Росинки», собравшиеся на свою первую репетицию.
Для премьеры выбрали «Золушку». Но ни у Шарля Перро, ни в десятках различных инсценировок, включая самую известную, Т. Габбе, не найдете вы тех реплик, которые встречаются в «Золушке», поставленной дворовым театром. Ребята «омолодили» двухсотлетнюю сказку, приблизив ее не только к сегодняшнему дню, но и к ситуациям их собственной жизни. Оттого персонажи стали настолько узнаваемы, что на премьере, которая состоялась здесь же, во дворе, неугомонные зрители прерывали действие восторженными криками:
– Так это же Лидка из 16-й квартиры! Ну прямо сестрица Жавота...
За «Золушкой» настала очередь «Волка и семерых козлят» – самого любимого малышами спектакля (козлята – русоголовые, чернявые и даже один рыжий, весь в веснушках – озорные первоклашки стали знаменитостями квартала!), а потом ребята инсценировали сказку Астрид Линдгрен «Пеппи – Длинныйчулок». Если бы автор знаменитого «Карлсона» могла увидеть, как радостно, с какой выдумкой, с каким удовольствием играют в далекой Киргизии, у подножия горы Аюб-Тау (Медвежьей горы), приключения шведской девочки!
Театр захватил всех. И для всех в нем находилось дело. Сами строили декорации, шили костюмы, переписывали роли. Сами сочиняли новые пьесы, незамысловатые сюжеты которых брали из жизни родного двора, школы. Ребята старались рассказать другим о том, что им самим близко, хорошо знакомо. И зрителей заражала непосредственность, увлеченность юных актеров, а главное – ведь все они свои ребята: Замира, Галя, Вовка-одуванчик, Андрей, Серега, все друзья-приятели, с которыми живешь по соседству, бегаешь в одну школу. И вот они-то – артисты! В ярких нарядах, невероятных прическах, а под густым слоем грима, под наклеенными усами все равно угадывается знакомая лукавая улыбка. И пьеса, которую они разыгрывают сейчас в своем дворе, – кусочек их общей жизни.
– Когда мы «Лесных жителей» писали, то каждую минуту друг к другу бегали, придумками всякими делились, – вспоминает Света Егорова.
– А помнишь, – перебивает ее Фиру-за Усманова, – как Сережка в маминой блузке принца на премьере играл, а братик кричит ему: «Вот скажу мамке, что блузку ее взял!..» Потеха была!
Но, конечно, сегодняшний дворовый театр «Росинка» – это не только «потеха». Хотя добрый и озорной скомороший дух присутствует в каждой его постановке. Обряды и народные игрища, выступления на базарных площадях ска-зочников-джомокчу и скоморохов-куудулов, сатирические сценки, разыгрываемые под открытым небом, – это истоки театрального искусства и России и Киргизии. И «Росинка» интуитивно (к сожалению, никто профессионально не руководит этим самобытным коллективом) идет по этому же пути...
Дворовый театр стал для ребят тем живым делом, которое объединило, сплотило их. Детская площадка «Росинка» – своеобразный клуб по интересам (здесь, кроме драмтеатра, есть театр кукол, изостудия, фотомастерская, дворовая детская библиотека, в которую щедрые люди принесли свои самые любимые книги), где ребята чувствуют себя настоящими хозяевами. И потому слова великого реформатора театра К. С. Станиславского, что «вообще нет жизни, не заключающей в себе творчества», смело можно начертать на щите этого клуба.
Однажды сын Элеоноры Алексеевны, директор ГПТУ строителей, сказал ей:
– У нас в училище теперь только о театре и разговоры. Володя Мадумаров со своими ребятишками «Повесть о красноармейце...» показал. В общем, всех театром заразил! Желающих записаться в драмкружок – отбоя нет... Прямо не училище строителей, а ГИТИС.
Сказано это было с улыбкой – видно, и сам Владислав Владимирович неравнодушен к «Росинке». Элеонора Алексеевна помнит, как обрадовался сын, узнав, что Мадумаров решил в его училище поступать после восьмилетки.
...В первые же учебные дни, увидев Володю во дворе училища, Владислав Владимирович подозвал его к себе:
– Ты познакомился с нашим драм кружком? Там богатый реквизит, много разных костюмов. Можем помочь вашему театру. Так сказать, предлагаем творческое содружество. Декорации мы
у себя в столярном цехе делаем. Любой дворец можем построить!
Он увидел, как мгновенно загорелись глаза мальчишки.
– Правда? Вот здорово! Это ж находка для «Росинки»!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.