Работа должна быть / Оценки
интересной для меня — 4,7
оставлять много времени для других занятий — 2,7
способствовать всестороннему развитию способностей — 4,4
характеризоваться гигиеничными условиями труда — 2,5
обеспечивать возможность творческой деятельности — 3,2
быть престижной, авторитетной — 2,9
хорошо оплачиваться — 3,0
обеспечивать возможность повышения профессиональных знаний и умений — 4,2
давать возможность общаться со многими людьми — 3,9
Интересно, что именно такие и похожие оценки получают социологи при обследовании рабочих на промышленных предприятиях, за исключением оплаты труда, оценка которой несколько выше.
Исключительно высокая оценка «интересности» работы еще раз говорит о важности хорошей профориентации. Работа, не подходящая человеку по его психофизиологическим данным, едва ли может быть интересной, а неудовлетворенность этой стороной неизбежно будет толкать молодого работника к перемене занятий и места работы. Почти все восьмиклассники, заполнившие анкеты, живут с родителями, подавляющее большинство — в благоустроенном государственном жилье, жилищная обеспеченность близка к средней по городам страны.
Вот какие средние оценки при десятибалльной системе (самая высокая — 10, самая низкая оценка — 1) получили некоторые профессии:
артист — 6,6
журналист — 7,4
врач — 7,3
каменщик — 2,6
инженер — 5,2
летчик — 7,5
лесоруб — 2,7
милиционер — 4,8
моряк — 8,0
математик — 4,8
медсестра — 6,6
повар — 4,5
официант — 2,5
преподаватель вуза — 6,6
почтальон — 2,5
продавец — 3,9
учитель средней школы — 4,6
бухгалтер — 2.1
Пятнадцать лет — возраст романтический. Прекрасно, что на вершине престижа — профессия моряка. Но вот низкий престиж профессии учителя уже не может не тревожить так же, как и чрезвычайно низкий престиж некоторых профессий физического труда (каменщик и т. д.). И можем ли мы ждать скорых и решительных перемен в нашей сфере обслуживания, если одна из самых непопулярных — профессия официанта? Дело тут не в ее сущности. В Венгрии, например, это очень престижная профессия.
Каков быт семей, в которых проживают восьмиклассники?
Известно, что одна из острых проблем нынешней семьи — распределение домашнего труда между ее членами. В семьях восьмиклассников мы находим все виды и разновидности этого распределения: от ведения дома только женщинами и полного самоустранения от домашних дел мужчин до примерного равенства в распределении домашних дел между взрослыми членами семьи и отдельных случаев преимущественно мужского домашнего труда. А как помогают семье сами пятнадцатилетние?
Многие восьмиклассники не приучены считать время, и потому ответы нередко слишком неопределенны, а то и просто отсутствуют. По анкетам с полноценными ответами выходит, что в будни восьмиклассники занимаются домашними делами примерно по полтора часа, в воскресенье — около трех часов, юноши заметно меньше девушек. Это позволяет думать, что бытовое неравенство полов, от которого страдает современная семья, будет изживаться медленно. Да и девушки помогают матерям сравнительно слабо. Возможно, поэтому они так болезненно переносят резкое возрастание времени и тяжести домашнего труда после образования собственной семьи.
И дело совсем не в том, что у них нет времени. Чуть больше половины пятнадцатилетних считает, что свободного времени у них достаточно. Затраты времени на телевидение несравненно больше, чем на домашний труд: в среднем 2 часа 40 минут в будни и 5 часов 25 минут — в воскресенье. Есть завзятые телеманы, проводящие в воскресенье у телевизора по 10 — 11 часов. В таких случаях обычно очень мало читают, и своеобразен подбор литературы: это детективы и фантастика невысокого уровня.
Есть очень усердные читатели, одолевшие за месяц по пять и более художественных книг (возможно, потому, что в этот месяц попали школьные каникулы), есть любители театра — в больших городах... Но попадаются и странные исключения. Вот очень тщательно заполненная анкета юноши из Новосибирска. Художественную литературу за последний месяц не читал, в театре не был, ни журналов, ни газет семья не выписывает. Юноша собирается получить высшее образование, наиболее высоко ценит профессии офицера и летчика (только им выставлено по 10 баллов) и ни во что не ставит профессии артиста, учителя, преподавателя вуза и писателя — всем по единице. Жизнью доволен. Политинформатор в школе. Свободного времени хватает, не знает, на что его использовать, если бы появилось дополнительное.
С алкоголем к 15 годам познакомилась примерно четверть школьников, причем знакомство произошло: в семье; на встрече Нового года; на встрече с товарищами. Самое раннее практическое знакомство с алкоголем — в восемь-девять лет, чаще — в четырнадцать-пятнадцать.
В целом довольно и очень довольно жизнью около половины восьмиклассников; очень недовольно — около пятой части; остальные затрудняются оценить общую удовлетворенность (3 балла).
Самые выдающиеся черты молодежи на границе с детством, «на заре туманной юности» — это преимущественный настрой на получение высшего образования, приятной умственной работы, очень низкая оценка профессий физического труда; профессиональные склонности молодежи перед окончанием неполной средней школы не соответствуют объективным потребностям народного хозяйства.
В следующий раз мы рассмотрим изменение фактического положения и настроений учащейся молодежи по мере ее взросления.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Московский театр-студия на юго-западе
Нравственная норма