Полюс взаимности

Валерий Орлов| опубликовано в номере №1420, июль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Для начала представим сам город. Сумгаит — второй, после столицы, промышленный центр Азербайджана. Думаю, что по крайней мере с одним из видов производимой здесь продукции знакомы практически все в нашей стране — с сумгаитским стиральным порошком. Это, конечно, далеко не главный продукт городской индустрии, зато он позволяет точно назвать важнейшую профессию города — химия. Еще — металлургия. Есть в Сумгаите предприятия и других отраслей, но именно эти две в основном определяют рабочее лицо города.

А то, что город рабочий, видно, что называется, невооруженным глазом: днем на улицах почти не встретишь праздно прогуливающихся, зато вечером... Сейчас в Сумгаите почти четверть миллиона жителей, средний их возраст — 24,5 года. Итак, Сумгаит — город рабочий, большой и молодежный. Это нам очень важно помнить.

Возраст самого города тоже далеко не преклонный — ему нет и сорока. Возник он после войны на месте маленького селения на побережье Апшеронского полуострова. Рос довольно бурно. В одну сторону вдоль Каспия шагала промышленная зона, в другую — жилые кварталы. Нынешний городской центр — уже второй по счету, но, как считают, не последний: со временем он, видимо, перейдет в новые микрорайоны, тянущиеся к небу многоэтажными современными корпусами. Но это со временем, а пока… Пока это, по сути, два разных города — сложившийся на сегодня центр и довольно удаленные от него новые районы, как мы нынче говорим, массовой застройки. Разные не только архитектурным обликом. Я бы эту разницу определил так: обжитая и обживаемая зоны города. Если его центральная (на сегодняшний день) часть с зеленью улиц, цветами, фонтанами, приморским парком производит впечатление курорта, то, попав в новые микрорайоны, украшенные лишь тонкими прутиками саженцев вдоль домов и дорог, понимаешь, как нелегко дался этот «курортный» вид центру. Да, теплое море, песчаные пляжи — все это от природы. Но от природы и то, что ни один кустик, ни одна веточка здесь не вырастут сами по себе — все посажено человеком, все взлелеяно и выхожено его трудом. Нет сомнения, пройдет время — зашелестят листвой парки и в новых микрорайонах, но пока не только зеленью обделены они по сравнению с центром...

Быстро развивающемуся Сумгаиту не удалось избежать болезни многих наших городов, болезни, диагноз которой точно поставлен XXVII съездом партии — «остаточный» принцип выделения ресурсов на социально-культурную сферу.

Вообще по количеству культурно-спортивных учреждений Сумгаит нельзя отнести к наиболее неблагополучным в этом отношении городам. Тут есть дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры, свой драматический театр (хотя и без собственного помещения). Есть стадионы и спортивные площадки, музыкальные школы и школа искусств... Перечень можно и продолжить, но беда в том, что практически все эти «точки» находятся в старой, центральной части города. Правда, в этом году открылся построенный в одном из микрорайонов прекрасный Дворец культуры химиков. Но, как говорится, одна ласточка, даже самая голосистая, весны не делает.

А ведь именно в микрорайонах живет значительная часть сумгаитцев, причем по большей мере именно та часть, которая прежде всего нуждается в «культурном охвате», — новое пополнение рабочего класса, парни и девушки, приехавшие в город из села. Можно, конечно, сказать: ну что за проблема, не такой уж Сумгаит громадный город, чтобы тянущийся к культуре или спорту молодой человек не нашел сил добраться из своего микрорайона до ближайшего клуба или стадиона! Можно так сказать. И, наверное, это будет справедливо в отношении «тянущегося» молодого человека. А в отношении «нетянущегося»? Оставить такого в покое? Ограничиться объявлениями и призывами: посещайте наш клуб, записывайтесь в кружки художественной самодеятельности и спортивные секции? Или ждать, когда изменится социальная инфраструктура города, когда в каждом микрорайоне появятся свои клубы и стадионы?

В Сумгаите решили по-другому.

...Однажды среди корпусов нового микрорайона зазвучала музыка. Ребятня тут же окружила нежданных гостей. Жители постарше недоуменно выглядывали в окна, свешивались с балконов: что такое, вроде не праздник?.. А музыканты меж тем настраивали инструменты, расставляли реквизит. Понемногу вокруг собралась целая толпа. И начался концерт самодеятельных артистов.

«Браво! — слышу ироничные возгласы оппонентов. — Америку открыли, про выездные концерты вспомнили. Вот уж действительно решение всех проблем!»

Америку в Сумгаите не открыли, да и задачи такой не ставили, и проблем всех той нехитрой придумкой, конечно, не решили. Но первый шаг на этом пути сделали. А он заставил задуматься о многом.

Один концерт в микрорайоне, кроме галочки в отчете, ничего не добавит. Чтобы добиться желаемого, нужна система — консолидация всех «культурных сил» независимо от их ведомственной подчиненности, нужен и новый принцип руководства этими силами. То есть нужна определенная ломка стереотипов. Дело нелегкое. И, прежде чем приступить к нему, требовалось решить главное: какого результата ждут сами организаторы? Занять свободное время жителей микрорайонов? Привнести культуру в массы?

Нет, сумгаитские энтузиасты были не настолько простодушны. Они прекрасно понимали, что даже еженедельные выступления во дворах проблемы свободного времени не решат, а самодеятельности, какого бы высокого уровня она ни была, трудненько тягаться с тем, что — поверни только ручку — предлагает телевидение. Рассчитывали на другое. На то, что удастся взбудоражить, а взбудоражив, сплотить подчас незнакомых между собой новых жителей новых городских окраин. Удалось ли это?

Мы были свидетелями очередного выездного концерта в 17-м, самом дальнем микрорайоне Сумгаита. Выступал там молодежный народный агиттеатр, прописанный при ДК «Октябрь». Представление шло напористо, с настроением. Острые сатирические скетчи имели несомненный успех у зрителей. Но, честно сказать, наибольшее впечатление лично на меня произвела не игра актеров. И даже не количество собравшихся возле импровизированной сцены. Больше всего запомнилась небольшая группа почтенного вида людей, восседавших за столиками прямо у сцены и степенно попивающих чай. Кто это? Президиум? Жюри? «Старейшины микрорайона, наши ветераны», — пояснили мне. Восточные обычаи почитания старших общеизвестны, но здесь, на пустыре между пятиэтажными коробками, картина чаепития во время выступления агиттеатра производила особенно трогательное впечатление. «Однажды на таком же концерте кто-то из стариков захотел пить. Ему принесли из дома чаю. С тех пор накрывать для ветеранов чайный стол стало у нас традицией».

Вот, мне кажется, зримый ответ на вопрос: удалось ли энтузиастам сплотить жителей новых районов. Группа людей, в которой существуют свои традиции, — уже не просто группа, а коллектив. И ему уже можно доверить многое. Например, школьные помещения, как правило, пустующие по вечерам и в воскресные дни. Пока на городских окраинах (да и не только на окраинах!) вырастут клубы и стадионы, школьные залы — прекрасный выход для организации культурного и спортивного досуга взрослого населения. Выход прекрасный, но тоже не открытие Америки. Об этом говорят давно и повсеместно, но чаще всего безрезультатно. Потому что директора школ опасаются (порой не без оснований) распахнуть двери... неизвестно перед кем. И в Сумгаите поначалу опасались. Но сегодня лед недоверия растаял или по крайней мере бурно тает. Что же заставило дрогнуть директорские сердца? Не хочется упрощать, но кажется мне, что и картина чаепития (заметим, чаепития, не запланированного «сверху») сыграла свою роль тоже.

Впрочем, не слишком ли круто свернули мы в нашем рассказе на явно лирическую тропку, не пора ли вернуться на столбовую дорогу прозаической оргработы? Итак, для обеспечения успеха «культурной бомбардировки» окраин нужно было обеспечить ее регулярность. Обычными шефскими связями здесь уже не обойтись. Одно предприятие закреплено за общежитием, другое — за детским садом, третье — за спортплощадкой... Клуб подчинен одному ведомству, стадион — другому... У каждого свои задачи и планы... Всю эту картечь следовало переплавить в единое ядро. Иными словами, объединить возможности и усилия всех промышленных предприятий города, всех его культурных и спортивных учреждений.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Тем не менее в пересказе все выглядит просто: собрались заинтересованные лица — городские руководители, комсомольские активисты, культ- и спортработники, — наметили общую программу действий, создали инициативный совет для ее координации. Первым шагом, как уже говорилось, стали концертные выезды в микрорайоны, которые обеспечивались всем культурно-просветительным потенциалом города. Дальше — больше. Консолидация сил позволила провести такие мероприятия, о которых раньше и не мечтали. Например, день молодой семьи «Будьте счастливы», по своим масштабам ставший поистине общегородским событием. Или праздник улицы Мира. Или выплеснувшиеся за рамки протокольных заседаний торжества и гулянья, посвященные профессиональным праздникам. Все было здесь: концерты и спортивные соревнования, в которых ты и зритель, и участник, конкурсы и консультации... Одним словом, массированное наступление на скуку и ничегонеделание.

Впрочем, все это было несколько позже. До этого произошло одно знаменательное событие. Где-то в самом начале работы по переплавке «картечи» в «ядро» получили в Сумгаите типовое положение о КСК — культурно-спортивном комплексе. Прочитали внимательно и руками развели: ведь у нас примерно то же самое и получилось. Конечно, примерно. Многое пришлось да и сейчас приходится доделывать, додумывать и усовершенствовать. И в соответствии с типовыми рекомендациями, и в согласии с собственным опытом.

Официально городской культурно-спортивный комплекс Сумгаита был создан решением горисполкома в апреле 1984 года. Сегодняшний КСК — это довольно сложный механизм, затрагивающий не только организационные, но и хозяйственные, и финансовые стороны деятельности городских предприятий и их культурно-просветительных и спортивных учреждений и организаций. Одно положение о КСК занимает несколько страниц книжного текста. И я далек от мысли изложить в журнальных заметках методическую основу сумгаитского опыта, одобренного Министерством культуры СССР. Единственное, что мне хотелось, — на примере этого во многом типичного города показать, что создание КСК — это нововведение не надуманное, а вызванное самой жизнью. Только объединив усилия, только сломав межведомственные перегородки, можно добиться того, чего добились в Сумгаите.

Попробуем подвести итоги. Новые, отставшие пока в плане соцкультбыта микрорайоны худо ли, бедно ли, но вовлечены в орбиту культурной жизни города. Двери большинства школ открыты для проведения в них клубов выходного дня, занятий спортом для всех желающих. Режим работы спортивных учреждений перестроен с учетом сменной работы промышленных предприятий — в какую бы смену люди ни трудились, «окно» в ближайшем спортзале для них предусмотрено. Объединились не только культура со спортом, шаг навстречу им сделали торговля и сфера услуг. Сейчас посетитель массовых культурно-спортивных мероприятий и необходимые покупки для дома попутно сделает: продажа их организована тут же. Не осталось в стороне и здравоохранение. Известно, что призыв проконсультироваться у врача, прежде чем начинать занятия спортом, часто так и остается неосуществленным — к врачу без особой нужды нам идти некогда и неохота. А в Сумгаите медики сами пришли к физкультурникам. «Зона здоровья», в которой с утра до позднего вечера дежурят квалифицированные специалисты, обосновалась прямо на излюбленной городской трассе любителей бега. И давление измерить можно, и консультацию получить...

За время действия КСК в Сумгаите появилось 18 новых коллективов самодеятельного художественного творчества, количество занимающихся физкультурой и спортом увеличилось на треть. И закономерный результат — на промышленных предприятиях города потери рабочего времени в прошлом году по сравнению с 1984 годом уменьшились наполовину. Число правонарушений среди подростков снизилось почти на 20 процентов, а в ряде микрорайонов их и вовсе нет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Соло для большого города

Московский театр-студия на юго-западе

И счастье было так возможно…

Молодёжь и культура