Кроме того, анкеты заполнил почти сплошь школьный актив: комсорги, старосты классов, редакторы школьных стенгазет и т. д. Вполне вероятно, что это сильно сказалось на ответах, приподняв средние показатели анкетированных сравнительно со средними школьниками. Несмотря на это, ответы на анкеты свидетельствуют о серьезных проблемах самих школьников и проблемах общества в целом.
Пойдем в той же последовательности, в которой ставились вопросы в анкетах.
Подавляющее большинство восьмиклассников желает окончить среднюю общеобразовательную школу и вуз. Около двадцати процентов хотят поступить в средние специальные учебные заведения, но половина из них планирует после этого получить высшее образование. И всего несколько процентов собираются после восьмого класса поступить в училища профтехобразования.
Намерения пятнадцатилетних не соответствуют объективным потребностям народного хозяйства, которому рабочие нужны не меньше, чем специалисты, то есть люди с дипломами высших и средних специальных учебных заведений. Если даже позиции «молчаливого большинства» и отличаются от позиций школьного актива, проблема все равно остается. Ответы на анкету показывают, «что нынче модно». Другие обследования, в которых охват школьников был репрезентативным, то есть доля актива и рядовых школьников соответствовала их доле в школьной реальности, показывают сходную с нашим обследованием картину: подавляющее большинство школьников намерено учиться, а не работать.
Под чьим решающим воздействием формируются желания и намерения пятнадцатилетних?
На первом, безраздельно господствующем месте стоит родительская семья. Более четверти всех школьников приняли решение о своем будущем, по их мнению, под воздействием только семьи. В некоторых случаях семья просто «заставляет» (цитата из анкеты) восьмиклассника принять то или иное решение. Если же учесть все случаи, когда в принятии решений было важно воздействие семьи (вместе с кино, телевидением, печатью, товарищами...), то их набирается более двух третей от всех ответов. Кроме того, некоторые отвечают, что приняли решение сами. Наиболее вероятно, что в этих случаях влияние семьи тоже велико.
На втором месте — влияние средств массовой информации. Заметно и воздействие товарищей.
Школа же, к сожалению, занимает, по мнению самих учащихся, очень незначительное место в будущем их самоопределении, просто несравнимое с влиянием семьи и даже средств массовой информации. Причем одна школа называется чрезвычайно редко; обычно — в сочетаниях «школа и семья», «школа и кино» и т. д.
Почему же так мало влияние школы на выбор жизненного пути?
Да потому, что у нас до сих пор нет серьезной системы социально-профессиональной ориентации. Профессиональную ориентацию должны, по существующему положению, вести школьные учителя — предметники и классные руководители, которые к этому важному делу не подготовлены, в частности не знают мира труда, требований, которые та или иная профессия предъявляет к человеку, возможностей, которые профессия дает для удовлетворения тех или иных потребностей, и т. д.
А ведь восьмиклассник, выбирая ПТУ или техникум, должен одновременно выбрать и профессию. А к этому он совершенно не подготовлен. Ни себя он еще в нужной для этого мере не знает, ни профессии, да и общий его жизненный опыт скуден. Влияние семьи при таком положении неизбежно. У родителей все же есть и профессиональный, и житейский опыт. Однако и при этом выборы слишком часто бывают совсем неудачными и полуудачными. Из-за этого потом молодые люди нередко меняют — многие неоднократно — профессии и места работы. Неудачный первоначальный выбор профессии — одна из важнейших причин высокой текучести молодежи в народном хозяйстве (а это наносит стране большой экономический ущерб), важная причина невысокой удовлетворенности своей профессией и работой (а это сказывается на производительности труда и его качестве) и даже жизнью вообще.
Ненормальное положение с профессиональной ориентацией школьников осознано в общем-то обществом. В принятом и уже два года осуществляемом законе о реформе средней общеобразовательной и профессиональной школы намечено всем студентам педвузов давать знания по основам труда и профессиональной ориентации. Однако один учебный предмет не сделает из них специалистов этого важного и достаточно сложного и тонкого дела. Так же, как, скажем, курс истории не делает из слушателя историка. Нужна массовая подготовка специалистов-профориентаторов, имеющих фундаментальные знания в области физиологии и психологии человека (в том числе возрастных, половых и т. д.) и достаточно хорошо знающих мир труда. Если даже иметь всего по одному специалисту на каждую среднюю и неполную среднюю школу, то их понадобится около ста тысяч человек. Чтобы подготовить их, нужно открыть специальные факультеты во многих вузах.
Отсутствие хорошей профориентации — одна из важных причин, по которым семья обычно не желает, чтобы ее ребенок пошел в ПТУ. Она справедливо полагает, что после десятого класса сделать самостоятельный выбор все же легче и надежнее.
Что хотели бы нынешние восьмиклассники получить прежде всего от своей будущей работы?
При ответе на вопрос «Что, по вашему мнению, является самым важным, чего может достичь человек в своей профессии?» можно было отметить не более трех пунктов из девяти «подсказанных». Именно по три пункта и отметили почти все.
На первом месте с громадным отрывом от других оказалась «радость от выполняемой работы», которую отметили более 90 процентов опрошенных восьмиклассников. На втором и третьем местах оказались: «возможность приносить максимальную пользу людям, обществу» (половина опрошенных) и «возможность создавать что-то новое, творчество» (44 процента), на следующем — «материальная обеспеченность» (31 процент). Такие пункты, как «общественное признание, престиж», «добросовестное выполнение своих обязанностей» и «возможность постоянно расширять свой кругозор», отметили по 15 — 18 процентов опрошенных, «многообразие впечатлений» — всего несколько процентов, а «возможность руководить людьми» — почти никто. Последнее странно в свете того, что большая доля заполнивших анкеты занята в школе общественной работой.
Отметим, что у более взрослой молодежи, уже работающей в народном хозяйстве, пункт «радость от выполняемой работы», продолжая оставаться важным, занимает все же значительно более скромное место, в то время как роль «материальной обеспеченности» сильно поднимается. Дело в том, что восьмиклассники оценивают прожективную ситуацию, в то время как работающие — реальную.
Вопросы будущей работы у большинства пятнадцатилетних остаются еще на периферии интересов, не очень для них важны.
Для подавляющего большинства пятнадцатилетних мир профессий (да, видимо, и мир вообще) представляется контрастно, в черно-белом свете. Одним профессиям щедро ставят десятки, то есть оценивают их предельно высоко, другим единицы, хотя у разных людей это могут быть и разные профессии. Эта контрастность еще раз свидетельствует об очень плохом знании мира профессий, о необходимости резкого улучшения профессиональной ориентации выпускников неполной средней школы.
Некоторые так же контрастно оценивают и «основные требования» к будущей работе: одним ставят пятерки, другим — единицы, совершенно не используя промежуточные оценки. В то же время другие восьмиклассники, оценивая всего девять условий, используют все пять оценок. Средние оценки восьмиклассников таковы:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Молодёжь и культура
Московский театр-студия на юго-западе
Повесть