Остальные не в счет

Татьяна Браткова| опубликовано в номере №1420, июль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нравственная норма

Прочитав письмо Оксаны, я вспомнила фразу, на которую натолкнулась в одном журнале. Начиналась она так: «Незамужняя женщина, родившая ребенка в результате совершенной ошибки или выбравшая безмужнее материнство сознательно...»

Итак, сделана попытка провести некую «классификацию» матерей-одиночек. Берутся две ситуации. Вторая всем понятна: это, как правило, женщины, отчаявшиеся найти спутника жизни, но решившие тем не менее осуществить свое святое право — право на материнство. И хотя каждому ясно, что без мужчины в таком деле не обойтись, роль его как бы затушевана. Сама захотела — сама родила. Эти женщины обычно в суды не обращаются, отцовства не доказывают, обманутыми себя не чувствуют, несут нелегкую ношу, никому не жалуясь и никого не обвиняя. И общественное мнение вслед за ними проявляет большую терпимость к неведомому папаше. Впрочем, он, может, и знать не знает, что отцом стал. Всякое в жизни бывает. Вполне вероятно, что у женщины-то и в мыслях не было, чтоб замуж, может быть, знала наверняка, что невозможно это. Ребенка хотела. Ре-бен-ка! И все! И никакой ошибки. А вот в первом случае...

В последнее время много говорят и пишут о личных, интимных сторонах жизни людей: дают советы молодоженам, исследуют причины разводов, наставляют родителей в нелегком деле воспитания детей. То есть разговор идет об отношениях людей, состоящих в браке. Но мы по-прежнему привычно зажмуриваемся перед необходимостью признать, что сегодня большая часть молодежи — не только юноши, но и девушки — вовсе не связывает познание, так сказать, семейных радостей жизни со штампом в паспорте. Общественное мнение стало весьма терпимым к добрачным связям. Никаким позором девушке это не грозит, никому не придет в голову мазать ей дегтем ворота, то бишь дверь кооперативной квартиры. Меньше стали придавать значения тем условностям, которые понуждали прежде девушку «блюсти себя», что называется, «до венца».

Не буду притворяться — мне сложно принять такой «облегченный» подход к интимным отношениям, особенно со стороны женщины. Я воспитана другим временем — строгими и даже суровыми пятидесятыми годами, когда во всей своей первозданности существовало еще понятие «порядочная девушка». Нравственные ориентиры были жестки, а общественное мнение в достаточной степени беспощадно. Мы записывали в свои тетрадки для афоризмов, которые были среди нас очень распространены, слова Чернышевского: «Умри, но не давай поцелуя без любви».

Но я вовсе не собираюсь по-стариковски ворчать на тему «вот в наше время». Времена меняются.

То, что матери не всегда оказываются морально готовы к известию, что их дочери спокойно принимают приглашение полузнакомых молодых людей «послушать музыку», — это полбеды. Вопрос в другом: всегда ли готовы в глубине души сами современные эмансипированные девочки к этим легким, ни к чему не обязывающим отношениям, которые сегодня именуют то «сексуальным партнерством», то «сексуальным дуэтом», оставив, слава богу, в покое высокое слово «любовь»?

«Мы встречались полгода, теперь должен быть ребенок, а он не хочет на мне жениться...»

«Я надеялась, он предложит мне выйти за него замуж, а он сказал, что нужно побыстрее обратиться к врачу...»

Это строки из женских писем, которых предостаточно в почте каждой редакции, особенно молодежной. Один журналист, процитировав подобные письма, заключает: это пишут обманутые в своей любви девушки.

Вот тут мне хочется возразить.

Несчастная любовь, обманутое чувство — перед этими опасностями, подстерегающими человеческую душу, мужчина и женщина равны. Глубина переживаний зависит не от половой принадлежности, а от душевной организации. И искренне страдающий от любовной неудачи мужчина встречается ничуть не реже, чем легко утешившаяся женщина.

Дело в том, что, чрезмерно увлекшись идеей полного равенства в поведении, несколько даже бравируя своей свободой, девушки как-то забывают о том, что есть «неравенство», заложенное самой природой: у женщины — от любви ли, от случайной ли связи — появляются дети. Так что обмануты девушки оказываются не столько в любви, сколько в легкомысленной установке «на авось».

Большинство авторов подобных писем — это поборницы «сближения норм сексуального поведения», согласные на равную ответственность, вернее, на равную безответственность с мужчиной, но лишь до определенного момента. До возникнования «нежелательных последствий». Оказаться с ними, что называется, один на один эти молодые женщины морально не готовы.

Настал критический момент, и стало ясно, что все «сближение норм» — это так, фронда, напускное. В больницу обращаться страшно: вдруг правда больше детей не будет? А одной с ребенком как? Трудно, стыдно... Да и замуж выйти сложнее... А хочется не только ребенка, хочется мужа, нормальной семьи, любви, наконец.

В старые времена на страже стояла семья. Появлялся возле дочки молодой человек — и маменька немедленно задавалась вопросом: с серьезными ли он намерениями? Отношения контролировались «извне».

 

Жесткая узда нравственных запретов в последние годы тоже в значительной мере ослабла. Сегодняшним молодым трудно даже представить себе, насколько либерализовалось отношение общества к проблеме «он и она» за последние 20 — 30 лет. Но оказалось, что свобода, которой так жаждали многие поколения женщин, — это вовсе не упрощение жизни, а, наоборот, усложнение ее. Эмансипация — это не только права, но и обязанности. И главная из них — это умение отвечать за себя, за свои поступки.

В одном письме из редакционной почты я споткнулась о фразу, в которой звучит просто вопль души, души, не осилившей дарованной ей свободы и самостоятельности: «Кто же нас оградит от таких мужчин?!» Вероятно, имелись в виду мужчины, которые не пожелали, чтобы связь завершилась браком.

Встречаются в почте и предложения женщин о том, как надлежит, по их мнению, поступать с мужчинами, не оправдавшими их надежд.

«...Таких мужчин надо отдавать под суд и лишать свободы».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены