Артист — 8,4 / 8,1
Журналист — 7.9 / 8,1
Моряк — 7.2 / 6,8
Летчик — 7.1 / 6.7
Радиотехник — 7.1 / 5.0
Офицер — 7,0 / 5,8
Оказалось, наивысшим престижем пользуются профессии сравнительно малолюдные. Много ли нужно стране артистов, журналистов и летчиков! Одних слесарей в народном хозяйстве страны во много раз больше, чем представителей всех шести наиболее популярных в нашем опросе профессий.
Наименее же престижными оказались такие профессии:
Профессии — средняя оценка, девушки/юноши
Столяр — 3.4 / 3,6
Официант — 3,4 / 3,1
Бухгалтер — 3,4 / 2,9
Электромонтер — 3,3 / 2,8
Почтальон — 3.2 / 2.5
Штукатур-маляр — 3.1 / / 2.4
Каменщик — 3.0 / 3.2
Лесоруб — 2.9 / 3.3
Как видим, особо непрестижны профессии физического труда, не требующие высшего образования. Все непрестижные профессии — массовые, то есть число занятых в каждой из них в реальной действительности очень велико. Однако часто работников по этим профессиям сильно не хватает. Так, скажем, редкая строительная организация имеет достаточно штукатуров-маляров.
Чтобы получить престижную профессию, надо выдержать большой конкурс. Другими словами, эти профессии сами отбирают наиболее увлеченных и способных.
На непрестижные профессии часто попадают люди, совсем к ним не стремящиеся. Те, кто не смог лучше «устроиться». Тут нередко профессия навязывается людьми или обстоятельствами.
Ясно, что и отношение к делу резко различно. Нелюбовь к профессии неизбежно сказывается на качестве и производительности труда. Люди, работающие без увлечения, часто меняют места работы и профессии. При этом они меняют, как говорится, «шило на мыло», одно нелюбимое дело на другое.
Низкий престиж наиболее массовых профессий народного хозяйства — большая наша беда.
Понятно, что отношение к той или иной профессии определяется главным образом объективными обстоятельствами. Одни профессии имеют преимущественно творческий, другие — исполнительский характер. Одни профессии — «чистые», другие — не очень. Одни требуют больших физических усилий, другие не требуют. Одни профессии позволяют больше «самовыражаться», чем другие. Тут выше зарплата, а там больше свободного времени. И так далее — продолжать можно долго.
Велико, однако, значение и социально-профессиональной ориентации. Школа с этим делом пока явно не справляется, о чем я уже писал в прошлой статье применительно к восьмиклассникам. Практически точно так же обстоит дело и с десятиклассниками. Малые успехи школы в этом отношении неизбежны до тех пор, пока в стране не будет создана государственная система профессиональной ориентации, работающая на высоком уровне.
Выделим еще несколько профессий, интересных с точки зрения динамики престижа.
Профессии — средняя оценка, девушки/юноши
Историк — 6,8 / 7,6
Инженер — 6,7 / 4,6
Врач — 6,4 / 5,7
Учитель средней школы — 6,3 / 4,5
Физик — 6,0 / 4,8
Химик — 5,7 / 4.9
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Экспедиция «Смены»: Западная Сибирь — люди, проблемы, факты
Спортивный автограф
Повесть