Твой автопортрет

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1421, август 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Математик — 4,4 / 4.1

В начале 60-х годов, когда начались регулярные анкетные обследования выпускников средней общеобразовательной школы, физики, химики, математики в лестнице престижа занимали верхние ступеньки. Помните: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне». С тех пор шло постоянное и быстрое падение престижа профессий представителей точных наук и возрастание престижа наук общественных. Так, скажем, у юношей — выпускников средних школ Новосибирска в 1963 году профессия ученого-физика получила 8,4 балла, в 1973-м — 7,4, в 1983 году — 6,3 балла. А у нас получилось даже 4,8 балла.

Престиж ученого-историка, наоборот, рос. В 1963 году у того же контингента он получил 5,8 балла, в 1973-м — 7 баллов, у нас — 7,6.

Круто идет вверх также престиж юриста, философа, филолога и других «общественников». Так что «нынче лирики в почете». Ну и, конечно, экономисты.

Очень любопытно такое обстоятельство. Там, где престиж профессии идет вверх, юноши оценивают ее выше девушек. Там же, где престиж падает, перевес девичьей оценки особенно велик. Дело, видимо, в том, что юноши реагируют на фактические перемены быстрее и более чутко, чем девушки.

Остановимся еще на двух очень важных для общества профессиях: инженера и учителя.

В 1963 году престиж инженера-машиностроителя оценивался новосибирскими юношами в 7 баллов, почти таким же он был и через десять лет (6,9), а вот к 1983 году упал до 5,4 балла. У нас инженер собрал всего 4,6 балла.

Низкий престиж инженера в последнее время — явление общеизвестное, получившее принципиальную партийную оценку. Главные причины падения инженерного престижа — это сравнительно низкая заработная плата, использование инженеров на разного рода вспомогательных и непрофильных работах, вплоть до овощных баз. Как сказано в проекте ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», каждый второй специалист с высшим образованием в промышленности работает на должности, не требующей полученной квалификации и специальности.

Надо думать, реформа высшей школы в корне изменит положение.

То же самое можно сказать и об учительской профессии. В последние два десятилетия мы были свидетелями сильного падения ее престижа. Еще в начале 60-х годов профессия учителя средней школы была необыкновенно престижна у выпускниц сельских школ, имела средний престиж у городских девушек и низко котировалась у юношей как в городе, так и в селе. В списке 71 профессии у сельских девушек Новосибирской области она заняла второе место (первое — летчик), у выпускниц Новосибирска — двадцать третье, у юношей из села и из Новосибирска — тридцать девятое. К 1973 году эта профессия у сельских выпускниц переместилась на одиннадцатое место, однако оставалась много престижнее, чем у горожан. Недаром жителям села при поступлении в педвузы давались некоторые льготы.

Стремление девушек в педагоги привело к заметной феминизации нашей школы (например, к началу 1983/84 учебного года среди учителей Российской Федерации женщины составляли 91 процент) и к большой доле сельских выпускниц среди учителей.

К сожалению, уровень знаний выпускников сельских школ значительно ниже, чем городских. Получалось так, что в педвузы шли сравнительно слабо подготовленные выпускники средних школ, учились в них, как правило, четыре года (вместо пяти в других вузах), к тому же в педвузах мала доля преподавателей высшей квалификации. Здесь и оборудование похуже, и очень много времени уходило на сельхозработы. Естественно, педвуз выпускал сравнительно плохо подготовленного специалиста.

Почти полное отсутствие мужчин в школе отрицательно сказывается на образовании и особенно на воспитании школьников. Однако, в свою очередь, невысокий престиж учительской профессии у юношей перед окончанием средней школы мешает притоку «сильного пола» в ряды учителей. За два года школьной реформы заметных изменений здесь не произошло.

Как видим, в подготовке выпускника средней общеобразовательной школы к труду в народном хозяйстве имеются существенные недостатки. И в первую очередь нежелание работать по наиболее массовым и очень важным для народного хозяйства профессиям. В процессе осуществления школьной реформы многое делается для преодоления этого основополагающего недостатка школы, в частности ускоренно развивается база трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся старших классов. В начале 1985/86 учебного года в межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации обучалось 53 процента учащихся старших классов, а еще 6 процентов — в межшкольных учебно-производственных мастерских и ПТУ, в которых школьники проходят трудовое обучение.

Учеба в старших классах — это время подготовки и к семейной жизни. В последние годы брак сильно помолодел. Через несколько лет большинство нынешних десятиклассниц будет женами и матерями. Активный массовый выход замуж начинается с 18 лет (хотя бывает и более раннее замужество, нередко связанное с беременностью невесты).

Я говорю о девушках потому, что они раньше юношей созревают физически и психически. Всем известно, что одноклассники для девушек этого возраста неинтересны: девушки хотят «дружить» со старшими. И совсем не случайно мужья в первом браке в среднем года на два старше своих жен.

Как бы то ни было, через несколько лет демографическую ситуацию страны будут определять нынешние школьники. В связи с этим немалый интерес представляют их демографические намерения.

Анкеты показывают, что уже восьмиклассники очень четко представляют, сколько детей они хотели бы иметь. Специалисты-демографы полагают, что основные демографические установки вырабатываются очень рано и мало меняются в зрелые годы.

Решающий голос в определении числа детей в семье имеют, как правило, женщины. Поэтому посмотрим на намерения девушек.

Половина их хотели бы иметь по двое детей; многие добавляют: мальчика и девочку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Без острых углов

Размышления о первых шагах в спорте и первых тренерах

Пока в одном экземпляре

Выполнен социальный заказ «Смены»: созданы современные модели одежды для ребят из детских домов

Давайте объяснимся

Своими соображениями делится композитор Геннадий Гладков