Твердое решение

Михаил Годенко| опубликовано в номере №628, июль 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дорога, ведущая от фабричных ворот, раздваивается как раз на том месте, где стоит общежитие - длинный деревянный дом на высоком каменном фундаменте. Не так давно сюда поселили подростков, прибывших из ремесленного училища. С тех пор прибавилось забот секретарю комитета. То графинов нет в комнатах, то чайников, то вешалок, то шкафов. Добился всего этого - другую беду изживать надо: озорства у ребят хоть отбавляй и к порядку плохо приучены. Бывало, приходят с работы и вместо того, чтобы повесить рабочую одежду в специально отведённом месте, свалят её у порога комнаты - не перебраться через эту кучу.

Однажды, войдя в общежитие, Саша молча начал Поднимать с пола спецовки и переносить их на вешалку. Ребята удивлённо смотрели на него. А он, повесив последнюю, сказал негромко:

- Ладно, буду всегда после смены заходить к вам и убирать. Договорились?

Ребята молчали. Затем кто - то пристыженно возразил:

- Ну нет... Что вы, товарищ секретарь, мы сами!...

Приходилось и на комитет вызывать некоторых и на собрании говорить о них - порядка стало больше. Есть и такие, которые долго не унимались. Особенно один, низенький, белоголовый. Он всегда ложился на койку не иначе, как разбежавшись, подпрыгнув и падая плашмя. Это у него получалось очень ловко и вызывало хохот у ребят. А вот совсем недавно он оскандалился: оборвал сетку, и ему поставили койку с досками, что тоже вызвало немало шуток и смеха. Ребята подтрунивают:

- Ну, как, сучки не упирают в бока? Приходу Саши Люлькина все обрадовались. Он присел на стул, улыбнулся. Хорошо, когда он улыбается. Весёлые складки, выступающие на лице, скрадывают те две жёсткие морщины, которые легли у рта в военную пору. О том времени напоминает ребятам Сашина колодочка с лентой медали «Партизану Отечественной войны» 1 - й степени.

Разговор зашёл о фабрике. Ребята по специальности - строители, строят цехи разрастающегося предприятия. Но вот как делается в этих цехах бумага, не знают. Саша начал с того, что ему ближе, знакомое. С подачи целлюлозы, глинозёма, каолина. Затем рассказал, как получается беломолочный раствор, как он густеет, как проходит между валиками, сушится. Рассказал, как линуются листы, как сшиваются тетради. Упомянул и о том, что в настоящее время фабрика отправляет бумагу для братской страны, для Монгольской Народной Республики. На упаковке стоит марка: «Маяк революции».

Рады ребята. Хорошо рассказал им Саша о фабрике. Но у самого в душе досада и недовольство. «Как все это общо, поверхностно я знаю! - думал он. - Копни поглубже, спроси, какие там реакция, какие процессы, по каким формулам, в каких пропорциях, - ничего не отвечу...» Уходил из общежития с таким чувством, точно виноват был в чём - то перед этими любознательными пареньками. Всё назойливее стучала мысль: «Мало знаний, мало».

Ужинали молча. Жена полушутя, полусерьёзно заметила:

- Дома редко показываешься: то работа, то комитет, то занятия. Дочки, поди, и за отца не признают, забудут...

Саша ничего не ответил. Он подошёл к кроватке, наклонился, долго вглядывался в детские лица. И как раз в эту минуту в сознании его окончательно созрело решение: «В восьмой класс пойду сразу же по окончании партшколы. Ради них, ради детей, и надо учиться!»

Не заметил, как начал думать вслух.

- Ты что бормочешь? Ложись! - сказала жена.

- Нет, нет. Завтра семинар, а я ещё не всё сделал.

Он сел за стол и склонился над книгой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте о жизни и деятельности Екатерины Романовны Дашковой, о непростой судьбе великого ученого,  названного «совестью нации», Дмитрия Сергеевича Лихачева, о творчестве  автора пророческих строк «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано!..» Павле Иванове, о знаменитом писателе, чье 90-летие будет отмечаться 8 октября,  Юлиане Семенове, много лет являвшимся постоянным автором нашего журнала, в котором, кстати, и прошла первая публикация,  известной повести «Майор Вихрь»,  окончание детектива Андрея Дышева «Бухта дьявола» и многое д

Виджет Архива Смены

в этом номере

«Мастерица варить кашу»

Пьеса Н. Г. Чернышевского на советской сцене

Н. Г. Чернышевский

К 125-летию со дня рождения