Прораб: — Может быть, сделать сплошные на всю палатку? Правда, у нас нет материала. Дня через четыре задействует лесопилка. Тогда, пожалуй, можно...
Ю. Полехо: — Мне необходимо не позже чем завтра.
Вторым вопросом было питание. Урегулировали. И, наконец, распределение людей. Когда я услышал: «Бутовый камень... разработка.» перевозка, — мне стало ясно, что это самое тяжелое, самое трудоемкое — работа на карьере... Конечно, прежде чем приступить к строительству электростанции и зерносклада, нужно иметь материал. Он есть, но заключен в цепкие объятия земли. Как его добыть, если...
Прораб: — Сколько у вас ломов?
Ю. Полехо: — Маловато, штук пятнадцать…
Прораб: — А кирки или клинья?
Ю. Полехо: — Мы и не предполагали, что они нужны...
Позже в разговоре директора, прораба часто мелькало словечко, которое они произносили, словно стыдясь: «вручную». Совхоз молодой, техники мало, да если бы она и была, ее пока некому осваивать. Все понятно.
...Днем делали волейбольную площадку и футбольное поле — «осваивали» целинную землю. Часам к двенадцати пришел Димка в сопровождении трех маленьких мальчишек. Они весело болтали, должно быть, успели перезнакомиться. Самого маленького звали Валерка. Он объяснил мне, что он сам из Донбасса и что здесь не Донбасс, а Казахстан...
Димка рассказал нам историю своего знакомства с пацанами.
«Иду за водой, встречаю мальчонку. Вот этого, Валерку, чумазый, уши лопушком. И, верите — нет, несет большой эмалированный таз, полный чернобрюхих щенков. Я ему строго: «Куда?» Посмотрел исподлобья: «До дому». «Да ты не бойся, — говорю, — не нужны мне твои щенки». А сам глажу самого толстенького. «Это, — говорит, — Найдины. Она в степи их родила, а потом убегла». Я все-таки решил предупредить человека: «Смотри, выгонят тебя из дому с такой-то компанией». «Не выгонят, — отвечает. — У меня мамки нема, а папка в бригаде на трахторе робит».
Возвращаюсь с полными ведрами — опять Валерка. «Ну как, — спрашиваю, — щенки?» «Хорошо. Едят только мало, каша крутая». «Водой, — говорю, — разбавь. Соображать надо!»
Он спрашивает: «А мячи у вас е?» «Есть и мячи и многое другое». «А нам можно с Генкой к вам прийти?» — «Приходи, можешь еще пацанов прихватить». «И книжки у вас е?» Я не выдержал. «Ты, — говорю, — иди покорми своих щенков — и сразу к нам. А библиотеку мы в подарок привезли специально для пацанов, понял?»
За ужином Валя Ермолаев объявил, что у нас будет организована комната для местных детей: «Будем воспитывать их в студенческом духе...» Я предложил ему в воспитатели Димку».
Степь загорелась еще днем. После обеда я видел клубы дыма, который поднимался где-то за полоской горизонта, но не придал этому большого значения. В пять часов к общежитию подкатила машина. Я сидел в штабе. Запыхавшийся человек в обгоревшей телогрейке просипел: «Степь горит. Надо пожар тушить. Ох, подберется н третьей бригаде... Люди есть?» Собрались быстро. Пятьдесят километров паршивого пути, и мы совсем рядом с озером Тенгиз.
За несколько километров от пожарища несло гарью. У речушки третьей бригады мы наломали тальника, смочили его водой и дальше. К моменту нашего приезда пожар распространился на площадь более 500 га, а языки пламени продолжали сжигать все новые и новые участки степи. Гасили бараньими шнурами, ветвями саксаула, тальником. Когда огонь подбирался к кустарникам, мы отступали без боя. Столб пламени, жаркий и дымный, гнал нас прочь.
...Случилось страшное. На пожарище прибыли два трактора «Беларусь» с привязанными полотнищами мокрого брезента. И вдруг один из них загорелся на полосе огня. Тракторист оцепенел. Он бессознательно двигал рычагами, кидал машину то туда, то сюда.» А между тем пламя подобралось к топливному баку. Все ждали взрыва. Тракторист не реагировал ни на какие уговоры и крики. Он сидел смертельно бледный, трясущийся. И вдруг он спрыгнул с трактора и очертя голову бросился в черную степь».
Трактор загасили. Ребята-механизаторы дали нам мокрый брезент, и мы с толком использовали его.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.