Вот почему мы задумываемся о создании экспериментальной – в рамках, может быть, пока одной области или одной союзной республики – общественно-производственной организации для всех без исключения инвалидов наподобие обществ слепых и глухих. Для примера коротко расскажу о Всесоюзном обществе слепых (ВОС). В 1923 году был утвержден Устав ВОС. Если вспомнить, какие трудные это были годы... Не было
средств даже на перепечатку документов, представляемых в различные учреждения. Не было помещения. Общество еще только начинало искать формы существования – создавались артели щеточников, корзинщиков. Первый съезд общества собрался шестого апреля 1925 года. Государство выделило большие дотации, члены общества получали деньги и от местных властей. Однако к 1951 году ВОС отказалось от дотации: доходы от производственной деятельности стали перекрывать расходы. (Четверть века потребовалось для этого. Но ведь и время было другое, и опыта никакого не было.) А к 1956 году ВОС стало крупной хозяйственной единицей.
В «Положении ВОС», утвержденном Совмином РСФСР, сказано: «...центральные и местные органы ВОС представительствуют по делам Общества и его членов в центральных, местных, кооперативных и общественных организациях». Поэтому ВОС может решать вопросы, связанные с организацией труда и быта своих членов. У ВОС есть свои предприятия, библиотеки, специальные магазины, высылающие товары своим членам в разные города, есть даже дома культуры. И главной задачей общества, как и общества глухих, является – я подчеркиваю – приобщение к труду. А для инвалидов это самый насущный вопрос.
Что если создать подобную ВОС организацию и для инвалидов? Организовать производственные комплексы, включающие в себя самопроизводство, жилье, учебно-производственные комбинаты, и все это под единым управлением общества инвалидов?
Безусловно, потребуются расходы. Но они окупятся, как это было и с ВОС. Кстати, в домах инвалидов не хватает кадров обслуживающего персонала: маленькие ставки, все упирается в финансы. Но если бы все инвалиды были обеспечены работой, то можно было бы самим, без помощи государства содержать обслуживающий персонал.
Производственный комплекс хорош еще и потому, что не потребуется далеко ехать до работы (что для нас крайне важно) – производство под боком, либо в этом же здании, либо вообще рядом в комнате.
В этой связи не могу не сказать о специальном транспорте для инвалидов. Вот уже многие годы нам приходится довольствоваться в основном мотоколяской, аппаратом очень неудобным. Примерно так же неудобны и наши комнатные кресла. Я не говорю уже о каких-либо технических помощниках инвалидов: их попросту нет. Кое-что мы изобретаем сами, приспосабливаем, но некому все это технически оформить, некому наладить выпуск хотя бы небольшими партиями...
Существует такой порядок: те, кто не вылечился в специальных детских интернатах, в шестнадцать лет возвращаются в семью, а если нет такой возможности – в дом инвалидов, где, как я уже говорила, нет условий для работы. А ведь молодой человек ищет себе опору прежде всего в труде. Труд дает веру в себя. А дома для молодых инвалидов или хотя бы отделения, увы, существуют пока в основном на бумаге. Хотя собрать молодых вместе и создать им условия для работы вроде бы не составляет трудностей.
Я намеренно не хочу останавливаться на каких-либо других наших проблемах, потому что, мне кажется, при организации общества инвалидов можно было бы решить их гораздо легче. Хорошо бы, чтобы Минсобес РСФСР совместно с подведомственными ему НИИ изучил возможность создания общества инвалидов.
Уверена, что работа, жизнь в трудовом коллективе станет лучшим лекарством для большинства из нас, поможет обрести веру в себя и смысл жизни. Ничто не заменит хлеб трудовой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Буерный спорт
Мода и фольклор
Повесть. Продолжение. Начало в № 1.