Буерный спорт
Однажды я спросил у экс-чемпиона мира таллинца Мати Куулманна, с чем можно сравнить гонку на буере. Мати подумал, усмехнулся и сказал:
– Представь, что сидишь в «Жигулях», у которых нет амортизаторов, выбито лобовое стекло и не работают тормоза. При этом ты несешься со скоростью двадцать пять метров в секунду. И все это на двадцатиградусном морозе.
– И все-таки получаешь удовольствие?
– Да, когда побеждаю. Все зависит только от себя самого. Сам строишь буер, настраиваешь его перед стартом и, конечно, сам проходишь дистанцию.
На чемпионате Европы-82 Куулманну из-за поломки пришлось почти целую ночь менять на своем буере поперечный брус – на нем крепятся два основных конька. Усилия не пропали даром: его ледовая яхта «Виктория» оказалась самой быстроходной на этих соревнованиях.
Судя по историческим источникам, буерный спорт зародился в начале XVII века. Родина его – Нидерланды. В одном из музеев Роттердама хранится старинная гравюра, на которой изображена обычная весельная лодка. Все бы ничего, да зима на дворе и лед на реке. Поэтому лодка, в которой уютно разместились десять человек, установлена на специальные полозья и вооружена парусом. Так в XVII веке совершались поездки по замерзшим озерам и каналам.
В знаменитой таллинской башне «Толстая Маргарита», где разместился морской музей, можно увидеть модель буера, на котором в прошлые времена выходили на подледный лов эстонские рыбаки. Первый в России буер был построен в 1819 году на судоверфи Петербургского адмиралтейства. А в январе 1882 года в устье Невы состоялись первые буерные состязания на дистанции в 32 версты.
Сто два года спустя на льду Невской губы был проведен очередной чемпионат страны. Борьбу за золотые медали вели гонщики на 88 буерах в четырех классах парусных судов.
...Ленинградцы, пережившие блокады, помнят ледовые яхты военных лет с размещенными на них пулеметами. Тогда из буеристов были сформированы специальные отряды. Под парусом уходили бойцы в разведку, через Ладогу переправляли раненых, перевозили продовольствие и медикаменты, обезвреживали мины.
Прозвучал салют Победы, и снова вышли на старты мирные буера...
В 1973 году на озере Галл в США прошел первый чемпионат мира по буерному спорту. Поздравления принимал таллинец Айн Вильде. Спустя семь лет его успех повторил Куулманн, а в прошлом году третий эстонский гонщик Тийт Хаагма.
К сожалению, география состава Всесоюзной сборной буеристов пока не так обширна, как того бы хотелось. Ленинград, Новосибирск, Рига и Таллин – вот города, где ледовая яхта обрела популярность. А ведь в стране действуют десятки яхт-клубов, многочисленные кружки при домах пионеров. Почему бы юным яхтсменам в зимние дни не попробовать, как это сделали жители эстонского города Тарту, поставить свои парусники на коньки, и тогда еще больше поклонников появится у красивого вида спорта.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
В помощь братьям нашим меньшим
В поисках справедливости
Очерк о Викторе Горбатовском