«Я заглянул за борт: там целая флотилия лодок, нагруженных всякой всячиной, более всего фруктами. Ананасы лежат грудами, как у нас репа и картофель, - и какие! Я не думал, чтоб они достигали такой величины и красоты».
Шлюпочные торговцы, портные, комиссионеры потянулись к борту «Серго», как их предшественники - к историческому фрегату.
Наша длительная стоянка (двадцать шесть суток) была вызвана необходимостью отремонтировать пароход в местном доке. Восемь пройденных морей, встряска в Индийском океане, пятьдесят суток пути до Сингапура - все это изрядно расшатало машину «Серго». Вторая часть пути по бурным и опасным в декабре китайским морям требовала осторожности.
Скромно прижавшееся к заводской стенке судно под красным флагом стало местом многочисленных экскурсий. Английские инженеры, китайские коммерсанты, американские моряки рабочие, журналисты, актеры, киноработники, рикши побывали у нас на борту.
Английский цензор разрешил нам демонстрировать на борту кинофильм в десяти частях «Герои Арктики» о походе «Челюскина».
Это был первый случай, когда в тропиках, в колониальной стране, увидели советскую кинокартину. Вся сингапурская пресса так много говорила и писала о ней, что вскоре представители двух киноконцернов сшиблись лбами в скромной кают-компании нашего парохода, прося предоставить им фильм для показа в кинотеатрах. Шутка оказать: советская картина - верный бизнес!
Наш узкопленочный фильм не подходил для большого экрана, но мы помогли малаккскому киноконцерну наладить связь с советскими киноорганизациями и получить из Москвы звуковой экземпляр «Героев Арктики».
Длительная стоянка в Сингапуре дала нам возможность сделать ряд наблюдений.
Рабочие живут здесь скученно, иногда по нескольку семей в одной комнате, а чаще - в свайных домах, построенных на болоте. Они получают от десяти до тридцати - сорока долларов о месяц, но о заводской квартире или отпуске за счет предприятия нет и речи.
Кризис со всей силой обрушился на колониальные страны. Не только туземцы, но даже англичане становятся здесь безработными: трещат законтрактовавшие их фирмы.
В связи с чудовищной безработицей в Сингапур запрещен въезд тем, кто не имеет работы и не может предъявить властям пятьсот долларов наличными деньгами.
... Едва только док закончил ремонт «Серго», мы тотчас же, не мешкая, двинулись в дальнейший путь.
Декабрьские штормы и норд-осты опрокидывали планы наших судоводителей. В капризном Южно-Китайском море каждую милю судно брало с натугой.
Иссякали запасы угля, продовольствия.
Судоводители, обшаривая карту, подыскивали ближайший порт, где можно было бы подкрепиться топливом, водой, пищей.
Чуть в стороне от первоначально намеченного курса увидели Манилу.
Вечером восемнадцатого декабря панорама главного города Филиппинских островов открылась перед нами.
На другое утро мы увидели город, отвоеванный тридцать пять лет назад Америкой у Испании.
Приближалось рождество.
На улицах солнце, духота, но из окон магазинов глядят святочные деды, витрины запорошены снегом из бертолетовой соли и ваты. Туземное население имеет смутное представление о снеге и еще меньшее - о дедах-морозах.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.