Тропический рейс

М Поляновский| опубликовано в номере №269, май 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

«18 марта 1916 года» - тянется вдоль могильного холма. Это дата боя. К ней не хватает еще одной цифры - количества сложивших в этот день свои головы. Их было, вероятно, несколько тысяч, судя по размерам насыпи.

... Склянки судового колокола исправно отсчитывают время, лаг замеряет количество пройденных миль. И вот позади уже Галлиполийский полуостров, пройдены Дарданеллы... Серогрудый «Серго Орджоникидзе» пенит спокойные воды Эгейского моря, а с бортов взоры устремлены на раскинувшийся Греческий архипелаг. Идя Средиземным морем, мы наблюдаем далекие огни Александрии, и на четвертые сутки становимся на якорь под небом Египта. Старые моряки хорошо знают повадки египетских полисменов. Разгуливая по палубе или объезжая судно в защищенной от солнца тентом полицейской шлюпке, они клянчили у нас папиросы и хлеб. Нашим матросам не по себе становилось от их собачьей угодливости. По-видимому, колонизаторы Египта - англичане - не очень-то щедро оплачивают труд туземцев, даже полисменов.

Когда-то на месте канала был узкий низменный перешеек, отделявший Средиземное море от Красного. Мысль о соединении двух этих бассейнов зародилась еще в эпоху древней египетской цивилизации. Но прорытый рабами через перешеек канал впоследствии запустили...

В конце XVIII в. в Египте появился Наполеон Бонапарт. Страна древнейшей культуры была, как бы вновь открыта великим буржуазным полководцем. Конечно, и Наполеон загорелся мыслью о соединении двух морей. Он поручил инженеру Леперу произвести необходимые изыскания.

Но Лепер ошибся при нивелировке. Ошибка привела его к ложному выводу, будто Красное море выше Средиземного на девять метров.

Во второй половине минувшего столетия инженер Невелли раскрыл ошибку Лепера, и тотчас же французский дипломат Фердинанд де-Лессепс, отлично знавший Египет, организовал акционерное общество по созданию канала. В 1859 году начались работы.

Фактическими хозяевами канала стали англичане, скупившие большинство акций компании. Хозяевами Суэцкого канала они остаются и по сегодняшний день.

10 октября «Серго Орджоникидзе» оставил Египет и, пройдя за одну ночь Суэцкий канал, очутился в Красном море.

Мы вступили в полосу тропиков.

От красноморского пекла не спасал дувший с африканского материка муссон. Словно по уговору весь судовой экипаж отказался от одежды. Даже трусики и полотенце нестерпимо жгли тело. Палуба раскалилась, и ходить по ней можно было только в деревянных колодках.

С севера в теплые страны тянулись ласточки. Утомленные перелетом, они садились «а пароход. Они не знали страха перед людьми, садились на руки и на голову, принимали из наших ртов воду и пищу.

Чтобы накормить обессилевших птиц, свободная от вахты команда усердно ловила мух. Ласточки за несколько метров замечали зажатую меж пальцев муху, подлетали и выклевывали свою добычу.

Вслед за ласточками появились кобчики. Пернатые хищники хватали ласточек на лету и улетали с ними на клотик мачты, откуда тотчас же летел пух жертвы. Наши меткие стрелки сбивали с высоты кобчиков, и тогда из-под брезентов и палубных надстроек вылетали прятавшиеся от врага ласточки.

12 октября прошли тропик Рака.

Жара стала непереносимой.

На палубе круглые сутки работает душ, но температура забортной воды достигает 35° - и душ не освежает.

Зной выжил нас из кают. Искатели прохлады захватили лучшие места под шлюпками, на трюмах и юте. Иные обменивались местами, как москвичи - комнатами. Раздеваться на ночь и одеваться по утрам не приходилось. В стенной газете появилась даже частушка:

«Все значки, нашивки, ромбы

На жаре нам не нужны,

Не забыть бы до Коломбо,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Виджет Архива Смены