Трофим Лысенко

В Сафонов| опубликовано в номере №337, январь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

С необычайным упорством, вне всяких рамок своих скромных непосредственных обязанностей он начал высеивать набор различных сельскохозяйственных культур, в числе которых были и злаки: рожь, пшеница, ячмень. Он высевал их каждые десять дней в течение почти двух лет - и летом, и осенью, и зимой, и весной.

И вот оказалось, что одни и те же сорта становятся то озимыми, то яровыми, в зависимости от срока посева, от условий, в которые они попадали. Холодная весна ускоряла жизнь многих поздних сортов, делала их яровыми, ранними!

Стало ясно, что не один «рок наследственности» властен над судьбой растений.

Все эти «капризы» и «неувязки», «случайные отклонения» - на самом деле следствия некоего нового для науки закона. Этот закон удивителен, на первый взгляд он может показаться даже парадоксом.

По этому закону, получается, например, что рост и развитие - не одно и то же.

Растение может расти и не развиваться, как озимая пшеница, посеянная в теплице, где она никогда не колосится; растение может развиваться и почти совсем не расти, как какой-нибудь крошечный стебелек той же пшеницы, выросший у дороги из случайно оброненного зернышка.

Очевидно, нужны какие-то особые условия, чтобы растение с одной ступеньки развития поднялось на следующую.

Так родилась стадийная теория развития растений.

Холодная весна ускорила развитие озимого растения. Значит, в начале своего развития оно должно пройти какую-то «ступеньку», какую-то «стадию», и без холода ee нельзя пройти.

Вот почему эту первую ступеньку развития можно назвать стадией температурной (потом за ней укрепилось имя стадии яровизации).

Летом 1929 года Денис Никанорович Лысенко, крестьянин села Карловки на Полтавщине и отец молодого агронома, в первый раз за все то время, что люди занимаются земледелием, собрал урожай - да какой урожай! - озимой «украинки», посеянной весной. Перед посевом он опустил мешки, с чуть тронувшимся в рост зернам в снег, и пшеница прошла стадию яровизации!...

Когда Лысенко рассказал на ленинградском генетическом съезде об управлении развитием растений, его выслушали и... перешли к очередным делим. Тогда он был один против всей генетической науки. И все же он упорно, с неукротимой настойчивостью продолжал свою работу.

Но шел 1929 год, год «великого перелома». На смену старой, мелкособственнической деревне шла деревня колхозная, социалистическая.

Тогда впервые появились в газетах слово «яровизации».

Вся страна поняла, что несет с собой открытие Лысенко.

Исследования, начатые Лысенко, подхватили тысячи колхозников-опытников на Украине, в Казахстане, на Хибинах - и ганджинские грядки превратились в десятки тысяч гектаров колхозной земли.

Яровизация, проводимая сейчас на десятках миллионов гектаров, дает ежегодно стране сотни миллионов пудов прибавочного урожая.

Лысенко полагает, что весь цикл развития однолетнего семенного растения заключает в себе 4-5 стадий. Не все они еще изучены. Пока известно только, что за стадией яровизации следует световая стадия. Для световой стадии важно количество света, получаемого растением в этот момент его жизни.

Открытия следовали за открытиями.

Была выяснена причина вековых неудач с посадками картофеля на юге. Странное вырождение, для которого отчаялись найти лекарство, всегда постигало тут картофель. Вырождение оказалось «стадийной старостью». Кто не слышал о летних посадках картофеля, поразительно простом лысенковском средстве, с помощью которого побеждена картофельная старость и губительный для картофеля юг сможет быть превращен и в картофельную житницу? В 1940 году под летние посадки картофеля было занято уже 150 тысяч гектаров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены