Двойка есть двойка, появление ее в зачетной книжке - событие мало радостное. И тем обиднее было Владимиру Вышпольскому, что по основным предметам он имел отличные отметки, а двойку получил по фехтованию.
- Что из нас, мушкетеров готовят или преподавателей физкультуры? - возмущался Вышпольский. - Кто я: Портос, Атос или Арамис? Прошли, кажется, времена рыцарских дуэлей. Ну, нет у меня чувства клинка, и баста...
Все же, отведя душу на ни в чем неповинных героях Дюма, пришлось подумать о том, как исправить отметку.
- То, что написано пером, не вырубишь топором, - сказал ему, посмеиваясь, преподаватель фехтования. - Но острием эспадрона вы все же сможете удалить двойку из зачетной книжки.
- Как же это сделать? Ведь курс фехтования закончен...
- А вы посещайте вечерние занятая.
В маленьком фехтовальном зале Вышпольский познакомился с коренастым, широкоплечим человеком. У него была военная выправка, крутой подбородок бойца. Прямой, как лезвие эспадрона, пробор разделял его неседеющие волосы. Это был Климов, неутомимый поборник фехтовальной науки. Суровый и прямолинейный нрав его Вышпольский узнал в первый же вечер. Климов ругал его без передышки: и за медлительность в парировании ударов и за отсутствие того боевого огня, который пробегает по жилам настоящего фехтовальщика, как только он коснется рукоятки благородного оружия. Каждое слово учителя было то уколом рапиры, то ударом сабли.
Климов был учеником знаменитого итальянского фехтовальщика Боноро, которого выписали в Россию и платили бешеные деньги за то, что он передавал секреты векового искусства нескольким способным русским спортсменам. С тех пор в течение тридцати лет Климов вел бои и учил молодежь горячо владеть холодным оружием.
Нелегко давалось Вышпольскому искусство фехтования. Пожалуй, труднее всего постигал он атаку с дальней дистанции. Движение ноги обгоняло руку, а это выдавало атаку в самом ее зародыше. В защите у Вышпольского не было автоматизма ответного удара, не было, как говорят фехтовальщики, рипоста.
Но постепенно он стал привыкать к клинку. Теперь ему уже не казалось преувеличением, что один из классиков клинка, Вильям Сэндоз, называл фехтование «тончайшим из самых тонких упражнений современной атлетики». Это древнее мастерство имело огромную литературу. И миланский маэстро Фиоре дел Либера, написавший в 1410 году трактат о фехтовании, уже тогда знал немногим меньше чем нынешние мастера эспадрона и рапиры.
В чем же сила и очарование этого спорта? Вышпольский надевал стеганую на вате куртку, натягивал решетчатую маску, брал в руки эспадрон, сгибал правую руку, салютуя клинком, и вот клинки в контакте... Схватка, звон стали, удары, наносимые с такой скоростью, что напряженный бой непосвященному человеку кажется какой-то мгновенной вспышкой.
Для того чтобы сдать заново зачет по фехтованию, Владимир Вышпольский должен был провести несколько боев. Как раз происходили общеинститутские соревнования. Они-то и были переэкзаменовкой для Вышпольского. На месте злополучной двойки в его зачетной книжке появилась пятерка. Теперь можно было расстаться с фехтовальным залом. Но Вышпольскому уже не хотелось выпускать из рук эспадрона.
Он продолжал посещать занятия, слушать сердитые замечания Климова. Однажды Вышпольский познакомился с рапирой-этой признанной госпожей фехтовальных арен. Рапире чужды рубящие удары эспадрона. Только укол - вот в чем мастерство. Только укол в небольшое по размерам поражаемое пространство, от сгиба локтя до груди, - вот в чем секрет древнего мастерства. Так почувствовал Вышпольский это удивительное круговое движение четырехгранного клинка.
Спустя пять лет - в конце ноября 1940 года - в Харьков приехали полковник Климов и лейтенант Вышпольский. В эти дни в город со всех концов страны съезжались фехтовальщики. В чехлах и футлярах хранились боевые забрала, эспадроны, рапиры, сабли и штыки. Каждый год собираются фехтовальщики все вместе, для того чтобы скрестить на боевой дорожке оружие. Последние два года побеждал ленинградец Булочко. Он пытался изобретать новые позиции и смело менял извечное круговое движение рапиры на вертикальное, сверху вниз.
Это был серьезный противник, с ним не раз сталкивался Вышпольский. Булочко предпочитал в бою активную защиту, но при малейшей оплошности противника молниеносный выпад завершался уколам. Оружие было послушно сильной и твердой его руке. И все же Булочко должен был проиграть, потому что он придавал слишком большое значение защите и экспериментировал там, где раз и навсегда были установлены самой природой клинка восемь поз. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава! Восемь звучных латинских слов. Из этих-то восьми элементов и состояло все искусство атакующих и защитных движений. Это была азбука фехтования. И, по мнению Вышпольского, мастерство фехтовальщика заключалось в том, чтобы пользоваться ими так же непринужденно, как мы пользуемся буквами, когда пишем. В первый день разыгрывалась рапира. В финал вышли восемь человек. Все они должны были встретиться друг с другом. Побеждал тот, кто первый наносил пять уколов. Противники были серьезные. Здесь были львовские фехтовальщики во главе с Лабендзевским - бойцы знаменитой варшавской школы, с латинской любовью к шпаге. Здесь были и испытанные мастера Аркадьев и Мордвинов - тот самый педагог Мордвинов, который пять лет назад поставил Вышпольскому двойку по фехтованию. Здесь был, наконец, и Булочко.
Бой с ним оказался самым напряженным и решающим. Как электрические разряды потрескивали клинки. Шла разведка. Сквозь сетку защитной маски видны были плотно сжатые губы и сузившиеся зрачки ленинградца. Необычно двигалась рапира в его сильной руке, но сегодня и Вышпольскому клинок был послушен, как никогда.
Булочко сделал шаг вперед, словно готовясь к атаке, и в этот момент Вышпольский успел провести первый укол. Мгновенный опрос судей. Укол засчитан. Булочко ответил атакой и провел подряд три укола. Бойцы поменялись местами. В тот момент, когда Вышпольский переходил на другую сторону дорожки, он вспомнил бои с турецкими фехтовальщиками, их молниеносные атаки стрелой и решил именно так вести бой. Три раза пытался Булочко коснуться его груди, и три раза клинок Вышпольского останавливал эти атаки. Три укола были отквитаны, а затем проведен решающий, пятый.
Так был выигран этот бой, и никто уже не смог удержать победного шествия Вышпольского: ни львовцы, ни ленинградцы, ни харьковчане. На следующий день лейтенант Вышпольский - преподаватель военного факультета Центрального института физической культуры имени Сталина - выиграл первенство по эспадрону, потом занял третье место по штыку и в сумме набранных очков оказался также чемпионом по троеборью.
Его руки были все в синяках от азартных эспадронных ударов. Тело пересекали желтые, оранжевые полосы. Он потерял за несколько дней шесть килограммов. Такой огромной затраты нервных и физических сил требовал этот, на вид легкий и скоротечный бой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.