Трибуна мира

В Викторов| опубликовано в номере №287, ноябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Куранты, простреленные пулеметной очередью, больше не играли «Коль славен» и «Преображенский марш». У потемневшей стены, построенной в 1491 г. итальянцем Алевизом, хоронили пятьсот красногвардейцев, павших при взятии Кремля.

Стрелки древних курантов не двигались. Бернс, слесарь кремлевских мастерских, получил задание исправить часы.

В 1624 году английский мастер Христофор Головей поставил на Спасской башне часы, имевшие в ширину три с половиной метра, в высоту - три метра. Гигантский механизм приводился в действие семипудовыми гирями.

В 1918 году слесарь Бернс заставил по - новому звучать древний механизм. Он отлил другой маятник, перетянул канаты - и над старинной площадью, над кремлевскими башнями зазвучал «Интернационал».

Первого мая 1918 года Ленин, направляясь из Кремля на демонстрацию, увидел, как группа демонстрантов сбрасывала памятник великому князю Сергею Романову. - Правильно, давно надо убрать отсюда исторический хлам, - сказал Ильич, и сам ухватился за веревку, с помощью которой сбрасывали статую.

Этим открылась новая история Кремля и Красной площади, где, начиная с XIV века, совершались и совершаются крупнейшие исторические события.

История площади - это история Москвы.

Одно из первых упоминаний о Москве встречается в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий приглашает своего друга северского князя Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москву».

За бревенчатыми стенами Кремля расстилались заливные луга и пашни. За стенами Кремля кончалась Москва. Площадь могла появиться только тогда, когда жителям Кремля стало тесно в бревенчатых стенах. Возле крепости начали строить домики, не особенно далеко, чтобы можно было в случае опасности укрыться в Кремле, но и не слишком близко, чтобы не ослаблять боевой мощи крепости. Так возникла Красная площадь.

Площадь имела в то время еще одно название - военное: «Приступ».

Почему площадь получила название «Красной», до сих пор точно не установлено. «Красная» - значит парадная, чистая, а это место не отличалось в то время ни парадностью, ни чистотой.

Не раз наводняли Красную площадь и подступали к Кремлю народные толпы. Здесь разыгрывались бунты: «соляные», «медные», «чумные».

После подавления бунта вожакам рубили головы не на Лобном месте, как гласит легенда, а под стенами Кремля.

Уберечь Кремль от разгневанной народной толпы могли только каменные стены. Кремль часто горел и был для военной обороны мало приспособлен - это также требовало возведения каменных стен.

Итальянский архитектор Антонио Саларио начал постройку каменного Кремля «по образцу миланской крепости». Над Красной площадью выросли боевые башни: Угловая, Арсенальная, Сенатская, Спасская, Набатная.

В 1589 году строитель Постник закончил храм Василия Блаженного, воздвигнутый в честь победы Ивана Грозного над Казанью.

К этому времени окончательно сложился облик площади. Невылазная грязь, болото... Семьдесят рядов лавок, торгующих шапками, рукавицами, рыбой... Первым рядом был Ножевой. В этом ряду торговали холодным оружием.

Красная площадь была центральным рынком страны. Площадь эта стала ядром, из которого выросла Москва. Здесь появились первые городские дома. Отсюда пролагали улицы. Весь город до сих пор сохраняет форму огромной площади. Москва - город - круг.

Все культурные учреждения зарождались здесь. На Никольской улице появилась первая русская типография. В 1563 году здесь открылась Греко - латинская академия, в которой впоследствии учился Ломоносов. В 1618 году на площади была выстроена первая больница. Здесь вырос первый театр.

На планах Москвы 1600 года Красная площадь выглядит так: с восточной стороны - деревянные торговые ряды, с западной - каменные стены Кремля. Широкий ров отделял Кремль от площади. Вдоль рва тянулся ряд деревянных церквей. Тут же было кладбище. От Спасских ворот к Ильинке вела узкая бревенчатая мостовая.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены