В Центральном музее В. И. Ленина посетители подолгу рассматривают самые обыкновенные, на первый взгляд, вещи: грабли, топор, чайник, котелок, весла. Это вещи, которые принадлежали когда - то Владимиру Ильичу. Ими он пользовался в знаменитом шалаше возле станции Разлив, где Ильич скрывался летом 1917 года от шпиков и ищеек Временного правительства. Приходилось делать вид, будто в шалаше живут косцы - финны. Однако, даже в таких условиях Ильич сумел создать для себя рабочую обстановку. Он писал для большевистских газет многочисленные статьи, он давал приезжавшим товарищам советы и директивы, он усердно работал над книгой «Государство и революция», ставшей одним из главнейших произведений марксизма - ленинизма.
В последнее свое подполье Ленин вынужден был уйти после «июльских дней», когда в Петрограде свыше полумиллиона рабочих и солдат демонстрировало под большевистскими лозунгами, но когда время для захвата власти еще не наступило. Взбешенная контрреволюция решила перейти в наступление. Правительство Керенского ночью 6 июля распорядилось арестовать Ленина. 7 - го это постановление было опубликовано. Одновременно в газетах усилилась клеветническая кампания против большевиков.
Встал вопрос: подчиняться приказу об аресте или не подчиняться? Презренные предатели Троцкий и Каменев считали, что Ленину надо добровольно отдать себя в руки буржуазного суда. Против этого преступного, чудовищного «плана» резко выступил Сталин. «Юнкера до тюрьмы не доведут, - заявил он, - убьют по дороге».
7 - го и 9 - го на квартире Ленина и Крупской шли обыски. Результаты их показали, что Сталин был прав. Вот как рассказывает о втором обыске Надежда Константиновна:
«...9 - го к нам ввалилась с обыском целая орава юнкеров. Они тщательно обыскали всю квартиру. Мужа Анны Ильиничны, Марка Тимофеевича Елизарова, приняли за Ильича. Допрашивали меня, не Ильич ли это. В это время у Елизаровых домашней работницей жила деревенская девушка Аннушка... О Ленине она представления не имела... Нас забрали троих - меня, Марка Тимофеевича и Аннушку - и повезли в генеральный штаб. Рассадили там на расстоянии друг от друга. К каждому приставили по солдату с ружьем. Через некоторое время врывается рассвирепелое какое - то офицерье, собираются броситься на нас. Но входит тот полковник, который делал у нас обыск в первый раз, посмотрел на нас и сказал: «Это не те люди, которые нам нужны». Если бы был Ильич, они бы его разорвали на части».
На станции Разлив Ленин оставался до осени. Когда начались холода, он переехал (нелегально, разумеется) в столицу Финляндии - Гельсингфорс. Путь этот он проделал по методу, испытанному еще в 1912 году Сталиным: через финскую границу он переправился на паровозе под видом кочегара. А так как на пограничной станции (Белоостров) происходила тщательнейшая проверка документов, находчивый машинист, едва только поезд остановился, тотчас же отцепил свой паровоз и увел его куда - то в темноту... набирать воду.
Любопытную деталь, касающуюся этого путешествия, приводит в своих воспоминаниях один из организаторов переезда Ленина в Финляндию - старый большевик А. В. Шотман:
«Перед тем, как подняться на паровоз на ст. Удельная, Владимир Ильич передал мне тетрадь в синей обложке. Как теперь известно, в этой тетради были записаны основные мысли книги «Государство и революция». Передавая ее, он несколько раз повторял, чтобы я берег ее пуще глаза своего и в случае его ареста передал бы тетрадь члену ЦК - товарищу Сталину. Как только мы подбежали к Владимиру Ильичу (уже на финляндской территории. - Г. Л.), он первым делом спросил, цела ли тетрадь, и, получив ее от меня в сохранности, он спешно засунул ее себе за пазуху».
Жизнь Владимира Ильича во время переезда в Финляндию подвергалась величайшей опасности, но он ни на минуту не мог забыть о своей «тетради в синей обложке». Вполне понятны и беспокойство Ильича за сохранность этой работы и огромнейшее значение, которое он ей придавал: ведь в ней теоретически разрешался коренной вопрос пролетарской революции - вопрос о власти - тот самый вопрос, над практическим разрешением которого упорно работала вся большевистская партия под водительством гениальных своих вождей Ленина и Сталина.
Закончил «Государство и революцию» Владимир Ильич в Гельсингфорсе, месяца за два до Великой октябрьской революции.
«Тетрадь в синей обложке» заполнялась Лениным в январе и феврале 1917 года, как раз накануне краха самодержавия в России. Основное место в этой тетради занимают выписки из произведений Маркса и Энгельса относительно государства и задач пролетарской революции в отношении к государству.
Выписки эти сопровождаются многочисленными замечаниями самого Ленина.
Владимир Ильич, по словам Н. К. Крупской, «постоянно «советовался» с Марксом. В самые трудные, переломные моменты революции он брался вновь за перечитывание Маркса. Зайдешь к нему, бывало, в кабинет: кругом все волнуются, а Ильич читает Маркса и с трудом, бывало, отрывается от него. Не для успокоения нервов, не для того, чтобы вооружиться верой в силы рабочего класса, верой в его конечную победу - этой веры у Ильича было достаточно - погружался Ленин в Маркса, а для того, чтобы «посоветоваться» с Марксом, у него найти ответы на злободневные вопросы рабочего движения».
О том, с какой тщательностью Ленин изучал высказывания Маркса и Энгельса о государстве, может дать представление следующий факт. Выписав один абзац из предисловия Энгельса к третьему изданию книги Маркса «18 брюмера», Ленин делает для себя отметку: «Это предисловие помечено в 4 издании просто Фридрих Энгельс без даты. Найти 3 издание, чтобы определить дату!!». Найти третье издание «18 брюмера», вышедшее в 1885 году, было делом нелегким, но Ленин считал это необходимым для того, чтобы точнее представить себе ход развития взглядов Маркса и Энгельса на государство. Неизменное восхищение Ленина вызывают четкость, определенность и прямота, с какими Маркс и Энгельс критикуют «суеверное почтение» оппортунистов к буржуазному государству и высказывают свои взгляды на задачи пролетариата в революции. Вот некоторые ленинские пометки на полях тетрадки: «прелесть! главное взято!», «замечательно!», «очень хорошо (и очень важно)», «очень хорошо!!».
С исключительным темпераментом обрушивается Владимир Ильич на оппортунистов и ренегатов Бернштейна, Каутского и им подобных, искажавшх в угоду буржуазии учение Маркса и особенно усердно путавших именно в вопросе о государстве. Цитируя замечательное рассуждение Маркса о Парижской коммуне, Ленин пишет: «Пошляк Беряштейн все свел на «муниципия» и местное самоуправление. Идиот!!».
Столь же уничтожающи отзывы Владимира Ильича о Каутском по поводу полемики последнего с левым голландским социалистом Паннекуком. Приводим подряд несколько ленинских пометок о Каутском, в которых ярко сказывается непримиримый революционный ленинский дух: «Каутский отвечает Паннекуку», «обход вопроса о нелегальных организациях (жулик)!», «о «завещании» Энгельса», «жулик и подлец!!», «сами подделали завещание», «глава IV, § 1, гвоздь опошления марксизма», «цитатка» из Маркса!! Как раз не то цитирует!!», «жулик, ибо Паннекук говорит именно о «революции»! «перл реформизма!»
Формулируя кратко возражения Каутского против Паннекука (который в вопросе о государстве защищал точку зрения марксизма), Ленин приходит к выводу: «Общий итог = социализм без революции!! Или революция без разрушения политической власти, «государственной машины» буржуазии!!», «перл идиотизма!!».
Крепко достается от Ильича и Бухарину за его полуанархические ошибки, допущенные им в период империалистской войны.
«Бухарину было писано в VIII. 1916 г.: «Дай дозреть твоим мыслям о государстве». Он же, не дав дозреть, полез в печать, как «Nota bene», и сделал это так, что вместо разоблачения каутскианцев помог им своими ошибками!! А по сути дела Бухарин ближе к истине, чем Каутский».
В книгу «Государство и революция» критика ошибок Бухарина не вошла (так же, как и РЯД других материалов), хотя первоначально Ленин собирался, по - видимому, писать о них в своей книге. Уже после смерти Владимира Ильича Бухарин пробовал доказать, что в предреволюционных спорах прав был он, а не Ленин. Эти смехотворные бухаринские претензии разоблачил в своей известной речи «О правом уклоне в ВКП(б)» товарищ Сталин, охарактеризовавший Бухарина как «недоучившегося теоретика».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.