Сначала Дмитрий Иванов ничем особенным не отличался от других ребят, приехавших на тренировочный сбор. Правда, обычно скромный, даже немного застенчивый, в спортивном зале он поражал всех и своим трудолюбием и энергией. И первый его успех не заставил себя долго ждать. За короткий срок Дмитрий в жиме улучшил результат на 5 килограммов. Приехав на сбор перворазрядником, он вернулся домой, в Ленинград, мастером спорта. Это было летом 1950 года.
В Ленинграде молодой штангист продолжал совершенствовать свое мастерство. Я часто получал от Дмитрия письма, в которых он рассказывал о тренировках, о своей трудовой жизни, об учебе в вечерней школе рабочей молодежи. Каждое слово в этих коротких строках говорило о творческих исканиях, о поисках нового во всем, с чем он сталкивался.
Дмитрий работал тогда слесарем - газопроводчиком. Эта, казалось бы, ничем не примечательная работа нравилась ему. Помню, с какой гордостью он сообщил мне в одном из писем о том, что ему удалось найти новые способы прокладки газовых труб.
Через год Иванов переехал в Москву, и я начал его тренировать. Самым слабым местом у Дмитрия был жим двумя руками. Он понимал, что только резкое улучшение результатов в жиме позволит ему выйти на большой помост. Именно этому упражнению мы и уделили основное внимание.
Тренировки становились все продолжительнее, напряженнее. Но юноша занимался добросовестно. И когда наконец была одержана первая большая победа - 350 килограммов в сумме троеборья, - об Иванове заговорили как о серьезном претенденте на звание чемпиона страны в легком весе. И, действительно, в борьбе с такими сильными атлетами, как Никитин, Костылек, Щеглов, молодой штангист Дмитрий Иванов завоевал почетное звание чемпиона Советского Союза 1953 года с результатом в троеборье 357,5 килограмма.
В этом году Дмитрию Иванову предстоял еще один серьезный экзамен. Сильнейшие штангисты мира начали усиленно готовиться к розыгрышу лично - командного первенства мира по штанге, который должен был состояться в Стокгольме. Иванова включили в число советских спортсменов, едущих на соревнования.
Перед выездом в Швецию наши штангисты провели ряд товарищеских состязаний в Чехословакии и Финляндии. Каждое выступление Иванова неизменно сопровождалось успехом. В этих встречах он приобрел некоторый опыт международных соревнований.
Но в Стокгольме, куда Дмитрий прибыл в составе сборной команды Советского Союза, его постигло небольшое разочарование: он занял только второе место. Случилось это так.
Первым упражнением, в котором соревновались спортсмены, был жим. Американец Петер Джордж, чемпион мира, победитель олимпийских игр и главный противник Дмитрия, начал со 100 килограммов, но уже следующий вес - 105 - оказался для него последним.
Под бурные аплодисменты публики, заполнившей до отказа огромный зал Эриксхолла, советский штангист комсомолец Иванов четко выжал сначала 105, затем 110 и, наконец, 112,5 килограмма - на 7,5 килограмма больше олимпийского рекорда Джорджа и всего на 500 граммов меньше мирового рекорда челябинца Никитина.
Следующее упражнение - рывок двумя руками - также не принесло успеха американцу. Правда, он показал лучший результат - 115 килограммов, но столько же подняли и Иванов и египтянин Гауда.
Перед заключительным упражнением - толчком двумя руками - просвет между Ивановым и Джорджем оставался по - прежнему 7,5 килограмма. Но здесь произошла непредвиденная и, казалось, непоправимая беда. Дмитрий сделал слишком резкий подрыв, и вся огромная тяжесть - 115 килограммов - навалилась на позвоночник. Огромным усилием он удержал вес на прямых руках, затем опустил штангу и почувствовал, что больше не может соревноваться.
Джордж этого не заметил, он вообще ничего не видел. Побледневший, растерянный, он сидел в разминочной комнате в окружении массажистов и слушал грозные наставления своего тренера. Но мы с Димой волновались не меньше. Ведь от его выступления зависел результат всей советской команды. И Дима решил продолжать борьбу, чтобы не подвести товарищей.
Он снова вышел на помост и, превозмогая боль в спине, толкнул 137,5 килограмма. Это дало советской команде необходимые очки.
В следующих весовых категориях Воробьев и Ломакин закрепили успех нашей команды, которая завоевала первое командное место. В параллельном зачете для спортсменов европейских стран Иванову было присвоено звание чемпиона Европы 1953 года в легком весе.
Второе место не обескуражило Иванова. Борьба за мировое первенство в легком весе только началась. Вернувшись в Москву, мы начали усиленно работать, продолжая искать новые пути к улучшению результатов. Вскоре Дмитрий на тренировках начал упражняться с весами, близкими к рекордным. Стало ясно, что он готов к штурму мировых достижений.
Хмурый осенний день 18 октября 1953 года стал большим праздником в нашей спортивной жизни. В этот день в городе Подольске соревновались тяжелоатлеты Московской области. Выступил и Дмитрий.
Его выступление было построено с таким расчетом, чтобы побить мировой рекорд в сумме троеборья. В первом упражнении - жиме двумя руками - Иванов при первой же попытке выжал 114,9 килограмма, то есть сразу на 1,9 килограмма улучшил мировой рекорд советского атлета Никитина. В рывке двумя руками уже много лет обладателем мирового рекорда являлся американец Коно. Его результат - 117,5 килограмма. И снова при первой же попытке Дмитрий исключительно легко и красиво вырвал 118 килограммов. В таблице мировых рекордов вместо «Коно (США)» появилось «Иванов (СССР)».
Два мировых рекорда есть! Теперь комсомольцу Иванову достаточно было толкнуть 140 килограммов, чтобы побить мировой рекорд американца Джорджа. Дмитрий блестяще выполнил и эту задачу и набрал в сумме троеборья 372,5 килограмма. Имя американца Петера Джорджа исчезло из таблицы мировых рекордов.
Три мировых рекорда подарил комсомолец своей Родине в одном соревновании! История тяжелой атлетики еще не знала таких выступлений.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.