Еще до революции в Ставрополе при бурении артезианской скважины был случайно обнаружен горючий газ. Это открытие вызвало сенсацию. Сразу же возникли акционерные общества по добыче газа и нефти. Но эти общества лопались как мыльные пузыри. Алчные предприниматели не смогли организовать научно обоснованную разведку недр, и поэтому дело ограничилось лишь тем, что газ получили ресторан, купеческий клуб да пивной завод.
Только в советское время приступили к освоению ставропольского месторождения газа. Отсюда и начала свой путь первая сверхмощная газовая магистраль - крупнейший в Европе газопровод Ставрополь - Москва. Сооружение этой магистрали явилось огромным вкладом в дело газификации страны. По ней ежедневно поступает в столицу 3 - 4 миллиона кубометров природного газа. После ввода в действие второй очереди магистрали и пуска газопровода на полную мощность, кроме Москвы, ставропольский газ будут получать Ростов, Ворошиловград, Жданов, Таганрог, Воронеж, Шахты, Серпухов и другие города.
Ниже мы публикуем очерк о молодых строителях газовой магистрали, вписавших новую страницу в славную летопись трудовых подвигов советской молодежи.
Третьи сутки с летной дорожки Воронежского аэродрома не поднималась ни одна рейсовая машина. На все телефонные звонки и запросы синоптики отвечали коротко: «Погоды нет!» Сплошная снежная пелена висела между небом и землей. Ветер наметал глубокие сугробы, снег засыпал дороги. Где уж там было до вылетов, если в городе остановились даже трамваи!...
Отряхивая перчаткой снег, в кабинет дежурного по аэродрому вошел высокий, плечистый человек в ушанке.
- Адащик Иосиф Антонович, начальник Воронежского управления строительством газопровода Ставрополь - Москва, - представился он. - Нужно хлопцам помочь на трассе. Сидят в поле, на холоде, без еды... Вам, наверное, уже звонили из обкома?
Дежурный кивнул головой:
- Кто у вас там застрял?
- Молодежная колонна. Пурга не по графику началась, все планы спутала.
Дежурный подошел к карте.
- Покажите - ка, где они засели. Ого, под Кобыльей Сновой! Там и самолета не посадишь: овраг на овраге. Придется груз сбрасывать.
Через полчаса команда аэродромной службы выводила самолет на старт.
А в это время на трассе в передвижном вагончике, который поскрипывал под натиском ветра, сидели механизаторы. Пламя печурки отбрасывало на стены причудливые тени людей, ложилось яркими бликами на лица. Вместе с механизаторами находился и руководитель колонны, молодой инженер Василий Белконский. Он прибыл из Татарии, чтобы принять участие во всенародной стройке - прокладке газопровода Ставрополь - Москва. Посланцам Татарии сказали перед их отъездом из Бугульмы:
- Сегодня вы поведете магистраль в Москву, а завтра придется тянуть «нитку» на Иркутск. Учитесь, не ударьте в грязь лицом.
Но с такими ребятами, как у Белконского, можно было вести магистраль до самого Тихого океана. Вот Абузар Зайнулин. Он прославился отличной работой на изоляции трубопроводов. Там, где иной давал триста метров покрытия за смену, Зайнулин успевал дать пятьсот. Такими же мастерами своего дела были изолировщик Фазыл Шакиров, бригадир Николай Скрыпник, машинист трубоукладчика Константин Соловьев, бригадир Семен Мацуев...
- Разве это трудности! - говорил Белконский. - Подумаешь, два дня без курева, хлеба немного не хватило. Пустяки. Трудно было, когда семь логов подряд форсировали. А южному соседу нашему, бригадиру Виктору Хорькову, еще труднее. Овраги там да чащоба такая - ногу сломишь... Скоро придут к нам на выручку, пробьются.
В этом ребята не сомневались. Где бы ни стояли полевые городки строителей, монтажников, экскаваторщиков: в предгорьях Кавказа, на берегах Дона, у древнего Ельца или в лесах Подмосковья, - всюду чувствовалось горячее дыхание дружбы, стремление помочь товарищу. Русские, украинцы, белорусы, армяне, татары, башкиры, евреи, чуваши, мордвины - все жили одной большой семьей, все стремились к одной цели: закончить строительство первой очереди газопровода на год раньше намеченного срока.
Весть о попавшей в беду молодежной колонне разнеслась по всей трассе, протянувшейся на тысячу триста километров. Предлагали свою помощь участки, расположенные в Белгородской и Тульской областях. Вызывались пробиться ворошиловградцы и москвичи... Об этом замечательном чувстве локтя и говорил сейчас механизаторам Василий Белконский.
Заунывную песню ветра перекрыл могучий рокот мотора. Люди высыпали из вагончика. Низко, почти над самой крышей, пронесся самолет. Он сделал несколько кругов, и вот от фюзеляжа скользнуло вниз что - то темное... Вскоре в вагончик уже вносили тюки с консервами, хлебом, папиросами.
... По полям и лесам, через болота и реки, далеко за горизонт уходила «нитка» газопровода. Для того чтобы проложить путь газу от предгорий Кавказа до Москвы, нужно было соединить в сплошную магистраль двести тысяч труб. Эту громадную работу за восемь месяцев выполнили сварщики.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.