Трагедии морского дна

Ю Астафьев| опубликовано в номере №888, май 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждый день мы плаваем под водой в Японском море и каждый день наблюдаем волнующиеся заросли высоких водорослей, причудливые нагромождения камней, подводные ущелья и множество живых обитателей дна. Звезды, ежи, актинии сплошным ковром покрывают камни. Не спеша переползают крабы, снуют креветки, проплывают рыбы. Кажется, что единственное их назначение — утверждение прекрасного в подводном пейзаже. Но спокойствие здесь обманчиво. Дно моря — арена жестокой борьбы и трагедий. Внешне эта борьба мало заметна, но стоит присмотреться внимательней, как начинаешь различать ее сложный характер.

Актиний трудно принять за животных: распустив щупальца, они удивительно напоминают цветы. Но стоит их задеть, как они тотчас же втягивают щупальца внутрь, и тело актинии, сокращаясь, превращается в твердый комок. Иногда актинии, медленно скользя, передвигаются. Многочисленные щупальца, окружающие ротовое отверстие, снабжены особыми клетками с ядовитой жидкостью. Внутри клеток находятся спирально свернутые, острые нити. Стоит коснуться щупалец, как нити распрямляются и, подобно мельчайшим отравленным стрелам, вонзаются в тело.

Некоторые актинии искусно маскируются, зарываясь в песок или мелкую гальку. На поверхности виднеется только венчик. Бежит по дну какой-нибудь рачок, заденет щупальце — и через мгновение на месте трагедии можно заметить лишь небольшой бугорок. Вскоре из бугорка вновь показываются смертоносные щупальца, поджидающие новую добычу.

Но не для всех актинии — враги. Среди крупных актиний — метридиум — часто можно видеть бледных, малоподвижных крабов. Иногда они передвигаются по самим щупальцам — видимо, яд актиний не оказывает на них никакого действия. В случае опасности эти крабы заползают в щели между актиниями или прячутся под венчик. И затем, вращая глазками, безбоязненно поглядывают из своего укрытия.

Без опасения проскальзывают среди «зарослей» актиний и морские ежи: длинные иглы — надежная защита. Интересно наблюдать за их передвижением: среди игл колышутся ряды многочисленных трубчатых ножен с присосками на конце. Выбрасывая их вперед и присасываясь к поверхности, еж затем сокращает ножки и подтягивает вперед все тело. Интересно, что ножки выполняют функции органов осязания и дыхания: через их тонкую кожицу происходит газообмен. Можно сказать, что ежи дышат ногами.

Часто можно наблюдать, как ежи, особенно с короткими иглами, покрывают себя всевозможными предметами: листьями водорослей, камешками, створками раковин. В своих нарядах они бывают очень живописны особенно под створками больших раковин, которые обычно венчают их сверху, напоминая нарядные шляпки.

Этот подводный маскарад — своеобразная оборона ежей. Острые иглы и крепкий известковый панцирь не всегда спасают ежей от врагов. Самые опасные среди них — морские звезды, их ближайшие родственники. Постепенно раздвигая и ломая иглы, они добираются до отверстия в верхней или нижней части панциря и через него извлекают сочную мякоть. И от ежа остается только белый известковый шарик — скелет, похожий на изящную китайскую безделушку.

Морские звезды, пожалуй, самые прожорливые хищники на морском дне. Добычей им служат в основном малоподвижные животные. Причем их не смущает даже то, что добыча нередко бывает так велика, что не проходит через ротовое отверстие. Тогда они выворачивают желудок наружу, обволакивают им жертву и переваривают ее вне своего тела. Как всякие хищники, звезды иногда вступают в борьбу из-за добычи. Сцепившись лучами, они кажутся неподвижными, но в этот момент их вывернувшиеся желудки борются, оттесняя друг друга от добычи.

Нападают звезды и на крупные раковины мидий и устриц. Это кажется просто невероятным — ведь усилие, с которым смыкаются створки раковины моллюска, так велико, что с трудом удается просунуть между ними лезвие ножа. Но звезды с успехом открывают створки, используя силу множества трубчатых ножек, которые двумя рядами расположены с нижней стороны лучей. Охватив лучами! раковину с двух сторон, звезда крепко присасывается ножками и затем начинает методично их сокращать. Створки приоткрываются, и звезда вводит внутрь раковины свой желудок.

Морские звезды не единственные враги двустворчатых моллюсков. На дне почти всюду можно встретить раковины с аккуратным круглым отверстием. Это работа хищных брюхоногих моллюсков. Мягкотелые улитки, живущие в спирально закрученных раковинах, обладают настоящим сверлильным аппаратом — языком-радулой, усаженной множеством острых зубов. У некоторых из них эти зубы в полном смысле слова железные: они состоят из соединений железа, в частности из магнетита (магнитного железняка).

Крепко присосавшись подошвами к раковине, хищные улитки начинают сверлить ее. Для того чтобы ускорить работу, многие из них смачивают в этом месте раковину серной кислотой, которую выделяют особые железы. Просверлив отверстие, улитка тем же языком размельчает и извлекает через отверстие мясо своей жертвы.

Аморфные губки ведут неподвижный образ жизни. Но часто можно видеть, как вдруг плотная ярко-красная губка бежит по дну, семеня ножками. Дело в том, что ножки принадлежат гребенчатому раку-отшельнику. Обычно отшельники живут в спирально закрученных раковинах, оставленных брюхоногими моллюсками. Гребенчатый рак в молодости поселяется в раковине, а позже на его доме располагается губка. Впрочем, можно предположить, что рак сам сажает маленькую губку себе на раковину, постепенно губка разрастается, охватывает раковину и затем растворяет ее своими выделениями. Разрастаясь дальше, губка, как бы заботясь о сожителе, сохраняет спиральную форму полости, и в ней рак-отшельник может прятать свое мягкое брюшко. Такое сожительство выгодно обоим; губка получает возможность передвигаться по обильным подводным пеням, рак же чувствует себя в полной безопасности, так как не находится любителей жесткой и невкусной губки ... Жизнь мореного дна неспокойна.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены