Прозвенел звонок, и шумная ватага ребят выскочила из школы во двор. Невысокая девочка, с тонкими косичками и темными, чуть раскосыми глазами, отошла в сторонку, стала чертить по земле тонким прутиком.
— Надя, — позвал кто-то из подружек, — нарисуй что-нибудь.
Девочка тихо спросила:
— А что нарисовать?
— Что хочешь.
— Я нарисую про космос, ладно?..
Прошло несколько секунд, и на песчаной дорожке появилась смешная и трогательная сценка, изображающая первую встречу советского космонавта с жителями... Марса.
Ребята от радости захлопали в ладоши. Им очень понравился рисунок.
Надя Рушева родилась в Улан-Баторе, где в 1952 году находились ее родители. Вскоре с отцом-художником и матерью-балериной девочка приехала в Москву. В 1957 году, когда ей было всего лишь пять лет, она впервые познакомилась с красками и кистью. Однако ее рисунки того времени ничем не отличались от рисунков сверстниц. Но уже через несколько лет в них все чаще можно было заметить строгость и пластичность линий, почувствовать настроение и динамику.
Отец Нади Николай Константинович Рушев часто пользовался в своей работе авторучкой или фломастером. Попробовала рисовать ими и Надя. И с тех пор до сегодняшнего дня они стали ее неразлучными друзьями.
Преподаватель рисования в школе, отец дома тонко и осторожно направляли творчество Нади, стремились развить в ней наблюдательность, водили в музеи и картинные галереи. Надя с интересом приглядывалась к жизни, к людям, впитывала в себя новые впечатления. Оттого-то, видимо, рисунки ее и становились день ото дня все более совершенными. Каждый человек в изображении Нади обладал своим лицом, своим характером, своими манерами, своим костюмом. Чувствовался своеобразный творческий почерк.
Как-то раз Николай Константинович показал работы дочери товарищам художникам на телевидении. Хотелось проверить свое мнение. Коллеги в один голос заявили:
— У девочки, безусловно, большие способности. Ей необходимо серьезно учиться рисовать.
Тогда-то Николай Константинович и привел дочку в изостудию при Московском Дворце пионеров.
Говорят, что талант — это бесконечная способность трудиться. Надя обладает редкостным для ее возраста трудолюбием и увлеченностью, рисует так много, что, честно говоря, скоро ей некуда будет складывать свои работы. Дома у нее в многочисленных папках хранится более пяти тысяч рисунков, сотни — во Дворце пионеров, десятки путешествуют за границей с выставками детского творчества. С работами юной художницы познакомились жители Германской Демократической Республики и Италии, Японии и Соединенных Штатов Америки. Рисунки девочки вызывают неизменный интерес.
Как-то Московский Дворец пионеров посетила американская рабочая делегация. В одном из холлов Дворца члены делегации обнаружили выставку детских рисунков, долго разглядывали работы ребят. Внезапно натолкнулись на рисунок Нади Рушевой.
— Кто автор? — спросили они с нескрываемым интересом.
— Девочка, школьница. Американцы недоверчиво
переглянулись. По их лицам нетрудно было понять, что они не очень поверили в это. Они утверждали, что рисунки Нади по манере и стилю напоминают рисунки их знаменитого соотечественника художника Стенберга. Талант московской пионерки произвел на них большое впечатление.
И еще об одном памятном событии в жизни Нади нельзя не рассказать — о встрече с любимым детворой итальянским писателем-сказочником Джанни Родари. В декабре прошлого года веселый итальянец приехал в гости к московской пионерии во Дворец. Здесь-то ему и показали многочисленные иллюстрации Нади Рушевой к его сказке о Чиполлино. Джанни Родари пришел в восторг, хохотал над смешными сценками, мастерски выполненными юной художницей. Писатель крепко пожал тонкую Надину ладошку, улыбнулся, потом присел на краешек стула, достал авторучку и в левом уголке одного из Надиных рисунков написал по-итальянски: «Браво, Надя, браво!» Вот, пожалуй, и все, что мне хотелось рассказать о москвичке Наде Рушевой. К этому остаётся добавить совсем немного. Сейчас девочке одиннадцать лет. Она учится в пятом классе 653-й московской школы. Как и все дети, любит кататься на коньках и играть в настольный теннис. Но больше всего на свете она любит рисовать.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.