12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Юрий Гагарин отправился в космос на корабле-спутнике «Восток»
Ко Дню космонавтики
У России много значимых событий не только в собственном развитии, но и в мировой истории. Навечно нашим отечественным достижением останется дата, когда человек по фамилии Гагарин первым облетел Земной шар и вернулся на землю. Мир вступил в эпоху освоения космического пространства.
Эта весть застала меня утром 12 апреля 1961 года.в городке Бернбург, где я служил в группе советских войск в Германии СВГ. Я был помощником начальника политотдела 1-ой гвардейской инженерно-саперной бригады по комсомольской работе. Бригада передислоцировалась в другой гарнизон, и я искренне сожалел, что вскоре придется расстаться с этим красивым, небольшим и уютным городишком в центре ГДР.
В это утро я был на спортплощадке, помогал молодому офицеру в проведении занятий. Вдруг услышал из уличного динамика, что советский человек – майор Гагарин - в космосе. Все, находящиеся рядом, замерли и внимательно вслушивались в краткое сообщение ТАСС. Конечно, хотелось подробностей, но быстро получить информацию было неоткуда
С каждым днем поток информации о полете Гагарина расширялся, больше давалось разъяснений и мнений специалистов, и я с жадностью читал все, что попадалось на глаза. Радости и гордости не было предела. Юрий Алексеевич мгновенно стал национальным Героем.
И вот спустя шесть лет после исторического полета как будто судьбой мне было предначертано познакомиться с ним лично. Это произошло на Пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1967 года. Олег Зинченко, помощник начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота по
комсомольской работе, член Бюро ЦК ВЛКСМ, посоветовал мне побыть на утреннем заседании, послушать выступления. А в обеденном перерыве отзывает меня в сторону и тихо говорит:
– После перерыва на заседание не ходи. Мы зайдем к тебе в номер с Юрой Гагариным сразу после окончания Пленума. Сходи в магазин и… ну, ты сам знаешь. Приготовь что-нибудь и жди нас в номере.
Я сразу сбегал в магазин неподалеку от гостиницы «Юность», взял там стандартный набор: палку любительской колбасы, сыр, консервы какие-то, селедку, хлеб. Вот и все, что можно было купить в то время.
Пленум завершился, Олег с Юрием Гагариным скрытно от публики пробрались ко мне в номер. Был еще Геннадий Жабицкий, первый секретарь ЦК комсомола Белоруссии, и мой друг Толя Цибизов. Мы закрылись на ключ и таким узким кругом приступили к трапезе. Помню, как Юрий Алексеевич, встав для тоста, обвел рукой стол и высказался, что ему это очень импонирует. Дескать, устал от официальных застолий, от хрусталя и протокола. Этим покорил меня. К тому же я получил благодарные слова Гагарина за селедку, которую сам разделал на оберточной магазинной бумаге.
Но дело в том, что в этот день с комсомолом символически «прощался» в связи с переходом на партийную работу первый секретарь ЦК комсомола Грузии. Грузины тогда были по сравнению с представителями других республик самыми богатыми. Так вот, первый секретарь грузинского комсомола (не помню фамилию), выступая с прощальной традиционной речью, в завершение пригласил весь состав Пленума (а это более 400 человек.) в ресторан. Гагарину он, видимо, уповая на свое положение, предварительно не сказал об этом или сказал уже после того, как Юрий Алексеевич уже дал согласие Олегу Зинченко.
И когда участники Пленума уселись за столы в ресторане гостиницы, все увидели, что Юрия Алексеевича нет. Грузинский комсомольский шеф уже начал кричать на своих клерков и сказал, что не начнет банкет, пока не найдут Гагарина. Его помощники бегали по всей гостинице.
А Юрий просто не хотел туда идти. Он сказал: «Я обещал Олегу. А если я
обещал быть в одной кампании, в другую я не хожу». Кстати, этим правилом я с тех пор тоже руководствуюсь.
«Продала» нашу компанию дежурная по этажу, указав на мой номер. Церберы «грузинского князя» стучали, ломились в дверь. Удивляюсь, как они вообще не выломали ее. Телефон трещал, не умолкая. И когда допекли, я им ответил, что не открою дверь, так как у меня в номере Гагарина нет. Попросили войти и только убедиться, что это так. Когда многочисленные отговорки по телефону уже не принимались, я выбросил «козырь»: «Не могу открыть, у меня в номере женщина».
Они или поняли, что на этом следует остановиться, или проявилась их мужская солидарность, но от меня отстали. Что было в ресторане позже, я не знаю, но нас больше не тревожили.
Мы сидели, разговаривали, вспоминали. Выпили первый тост - за комсомол. Естественно, все внимание было на Юрии. Он только поднялся, чтобы произнести второй тост, как вдруг раздался условный стук в дверь. Я открыл. На пороге стоит «в дугу пьяный» один из секретарей ЦК комсомола Белоруссии. Настроение стало портиться уже от его вида. Тем не менее, Юрий Алексеевич продолжил свой тост о товарищах, о космонавтах. И тут этот пьяный секретарь говорит:
– Что ты все о космонавтах! Кто вы? Подопытные кролики. Вас посадили в корабль, запустили, вернули, дали Героя, и все… (Привожу эти слова почти дословно, они мне на всю жизнь врезались в память – авт.).
В комнате гнетущая тишина. Молчит и Юрий. Потом он взял себя в руки и медленно, но сдержанно произнес:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
27 января 1756 года родился Вольфганг Амадей Моцарт
15 октября 1917 года была казнена Маргарета Гертруда Зелле, более известная под именем Мата Хари
9 ноября 1929 года родилась Александра Николаевна Пахмутова