На съемках фильма по роману М. Шолохова
По просторам придонских степей гуляет ветер. Он шумит в голых ветвях редких карагачей, подергивает рябью свинцовую воду холодного Донца. Уныла зимой скованная морозом степь, и только багряные кусты краснотала, разбросанные там и сям, оживляют серый пейзаж. Невдалеке от петляющей по степи дорога возвышается двухэтажное, со стрельчатыми высокими окнами имение Листницких. Широкий, слегка запорошенный снегом двор пуст. Но вот стукнула дверь флигеля, и на пороге появилась красавица - казачка Аксинья в ярком, цветастом платке, в наскоро наброшенной на плечи шубейке. Выйдя во двор и развесив на веревке пронафталиненные офицерские шинели, она застыла в горестной задумчивости, обуреваемая противоречивыми, невеселым мыслями...
«Стоп!» - раздается команда; откуда - то из - за служебных пристроек во двор въезжает тележка с киноаппаратом. Аксинья снимает шинели с веревки. Слышится возглас: «Мотор!», «Тишина!»...
Читатели, конечно, уже догадались, что все это происходит на съемках фильма «Тихий Дон» по одноименному роману Михаила Шолохова. «Тихий Дон» - первый в истории советского звукового кино трехсерийный фильм, причем каждая серия - полнометражная картина. Общая длина пленки трех серий составит семь с половиной тысяч метров.
Ни с одним видом искусства кинематограф не связан так тесно, как с литературой. Если проследить процесс экранизации литературных произведений, то можно сказать, что чем богаче литературная основа, тем больше перспектив открывается при создании фильма, тем значимее результаты постановки. В этом отношении роман Михаила Шолохова таит в себе поистине неисчерпаемые возможности. Естественно, вобрать в себя более чем тысячу восемьсот страниц романа фильм не сможет. Для этого потребовалось бы не менее чем двадцать серий. Поэтому создателям сценария пришлось поступиться не только отдельными сценами, но целыми сюжетными линиями. Работа по отбору материала проходила в содружестве с автором романа. Это был напряженный и сложный этап в создании картины. Затем прошли кинопробы, окончательно определившие исполнителей.
И вот сейчас в городе Каменске, на берегу Донца, работает кино - экспедиция Московской киностудии имени Горького, которой предстоит на протяжении почти целого года вести натурные съемки. Построена станица с магазином и церковью Невдалеке от нее возвышается имение Листницких. Для создания этих объектов в Каменск в адрес экспедиции прибыл не один десяток вагонов с необходимыми материалами, оборудованием, снаряжением. Интересно заметить, что съемки ведутся в тех самых местах, где в свое время создавался «немой» вариант «Тихого Дона».
Погода не благоприятствует кинематографистам: нужно снимать зиму - занесенные снегом поля, замерзшую реку, сугробы на дорогах, - а снега почти нет. Но беда не только в отсутствии снега: на Донце сейчас пасмурно, туманно, и это не позволяет проводить съемки дневных сцен.
Всем, конечно, памятен эпизод, когда Григорий, узнав об измене Аксиньи, избивает молодого помещика Листницкого. Из - за неблагоприятной погоды этот эпизод снимался три дня подряд. В течение трех дней буквально по нескольку часов Григорий «избивал» Листницкого, и хотя были, конечно, приняты необходимые предосторожности, всеобщее восхищение вызывало мужество актера Дмитриева, играющего роль Листницкого, которому, наверное, уже в сотый раз приходилось падать на землю под ударами тяжелых солдатских сапог.
Можно привести много примеров кропотливой, напряженной работы коллектива съемочной группы.
Создание фильма было бы немыслимо без активной помощи местного населения. Жители окрестных станиц участвуют в съемках, помогают при создании новых кинообъектов. Много среди них и таких, кто непосредственно участвовал в событиях, описываемых в романе, и может поделиться воспоминаниями о гражданской войне в этих местах.
В адрес съемочного коллектива поступают тысячи писем со всех концов Советского Союза и из многих зарубежных стран. Авторы их интересуются ходом работы, подбором исполнителей, сроком окончания съемок - словом, всем, что связано с созданием монументальной киноэпопеи. Это не может не волновать и актеров и технических работников коллектива. Они понимают ту особую ответственность, которую накладывает на них работа по экранизации подлинно народного произведения.
Главный постановщик фильма - народный артист СССР Сергей Герасимов. Роль Григория Мелехова исполняет Петр Глебов, артист Московского театра имени Станиславского, в роли Аксиньи занята известная кинозрителям артистка Эллина Быстрицкая, роль Натальи - жены Григория - исполняет студентка Государственного института кинематографии Зинаида Кириенко.
Первые две серии должны быть закончены и выпущены на экран к сорокалетию Октябрьской революции, в ноябре 1957 года, третья серия - на два - три месяца позднее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.