Теплый хлеб

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1179, июль 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Был тяжелый день, понедельник. В воскресенье люди хлеба почти не покупают, но уж зато в понедельник – только давай. У хлебозавода – 250 точек, куда он должен отправлять продукцию. И ни одна из них не примет несвежего хлеба. Значит, то, что наработала ночная смена, должно быть еще до утра отправлено в магазин. А на заводском дворе теснятся и мешают друг другу двадцать автофургонов.

В экспедиции я встретил директора. Разгоряченный разговором с кем-то из транспортников, Кошев проговорил:

– Ночью три машины приходят, а утром двадцать, какая же к чертям ритмичность при такой работе, ведь фургоны по часу ждут очереди под загрузку.

Спрашиваю, почему так получается.

– Далеко не во всех магазинах налажен круглосуточный прием хлеба; причины разные: в ночную смену работать некому, помещение не позволяет хлеб до утра хранить и так далее. Нам, хлебопекам, обидно за свою продукцию. А ведь как приятно, когда люди, придя в магазин, говорят: «Спасибо, товарищи, за теплый хлебушек». Мы же сейчас рады, если ночная выпечка к обеду до прилавка доедет...

– Почему не снизить ночную выпечку?

– Нельзя. Дай в печь теста меньше положенного, она перегреется, не рассчитано оборудование на неполную загрузку. Словом, проблема. Мы с Каржевич и в главке этот вопрос ставили и на объединенном парткоме, только пока туго дело идет. Да вы у Гали спросите, она все это знает не хуже меня.

Я оставил Кошева в экспедиции и пошел разыскивать Каржевич, которая недавно была назначена начальником хлебного цеха и могла быть на любом из его четырех этажей.

– В тестомесильном она, – подсказала мне Галя Баранова, сменившая Каржевич на должности бригадира.

Иду в тестомесильный.

– ...Была, ушла в заквасочное.

В общем, обошел все четыре отделения и вновь вернулся к печам. Галя была там.

– Специфика нашей работы в том, что мы не можем выпускать хлеба больше, чем нужно. Да и печи наши рассчитаны на выпечку определенного количества хлебоизделий. И так мы почти двести пятьдесят тысяч человек своим хлебом кормим. Значит, задачи наши в улучшении качества продукции, в борьбе за ликвидацию брака, за своевременное выполнение заказов торговых предприятий. Черствый хлеб не покупают, вы это, наверное, по себе знаете, не находит спроса и хлеб неправильной формы, с трещинками, нестандартного цвета. Я уж не говорю о вкусовых качествах, достаточно покупателю один раз обнаружить, что его любимый сорт стал пресен, не имеет соответствующего аромата, и он может надолго потерять интерес к хлебу, который выпечен твоими руками.

Так вот, несмотря на то, что на заводе существует довольно строгая служба контроля, мы, то есть наша бригада, решили организовать свой собственный «пост качества». Исходили из того, что государственными нормами предусматриваются пусть небольшие, но допуски при закладке в тесто сахара, масла, сыворотки, соли. Но мы-то, хлебопеки, знаем, что вкуснее тот хлеб, который получил строго определенное количество компонентов. Вот тут-то и обнаружились немалые резервы повышения качества продукции. За тем, как они используются, теперь следили члены нашего, бригадного, «поста качества». Возможно, на более современных предприятиях такие посты не нужны, там стоят точные дозаторы, электронные датчики регистрируют закладку компонентов и так далее. Но наше оборудование, увы, не последней модели, вот и приходится самим смотреть в оба.

В течение всей девятой пятилетки бригада Галины Каржевич работала без рекламаций. Иными словами, хлеб, испеченный ею, ни разу не был возвращен ни магазином, ни покупателем. Хлебопеки знают, что это такое. Вдвое снизился и без того невысокий процент брака, хлеб, как свидетельствовали контролеры, «...отличается стабильно высокими вкусовыми качествами, внешним видом, всхожестью (есть такой термин). Средняя балловая оценка по обоим сортам хлеба, выпекаемого бригадой, была 7,8». Да, да, каждая партия продукции получает свою оценку, из которых потом выводится средняя. Примерно так же, как определяется средняя успеваемость в школе.

Одна из лучших пекарей-мастеров Минска Галина Каржевич по итогам социалистического соревнования 1975 года была занесена в «Книгу трудовой славы» Министерства пищевой промышленности республики. А накануне XXV съезда КПСС ей вместе с другими молодыми передовиками производства страны «за выдающиеся достижения в социалистическом соревновании по увеличению выпуска и повышению качества продукции на основе внедрения прогрессивной технологии, эффективного использования оборудования...» была присуждена премия Ленинского комсомола.

Двенадцать лет Галина Каржевич отдала хлебу. Если же считать со времени, когда она школьницей собирала колосья, то больше. Но колосья собирают многие, а потом становятся инженерами, космонавтами, поэтами. Каржевич осталась верна хлебу.

И к ней пришла слава. Добрая слава, рабочая. Она не сваливается вдруг, с неба, а зарабатывается постепенно, год за годом, потом, нервами, отказом от многих личных радостей. Эта слава не всегда броская, но прочная, и мера ее – твой труд, то, что ты успел сделать в жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены