И вот настал он, день праздника.
Ранним утром над горой рядом со старой крепостью взвились белые витые дымы сигнальных костров, а по тихим улицам гулко разнесся бой барабанов. В этот рассветный час в городе уже никто не спал: разве можно было пропустить хотя бы одно из событий праздника «Эребуни — Ереван»!
Армяне иногда называют свою землю Карастаном — страной камней. Примерно две трети территории республики занимают горы — сплошной камень. Камней много, но, как утверждает легенда, среди них почти нет неграмотных. Стоит расчистить любой, и обнаружишь надпись, или искусный орнамент, или барельеф работы умелого мастера.
Четверть века назад на горе, что высится среди утонувших в зелени кварталов, был найден камень с древней клинописью. Ученые сумели ее расшифровать: «...Величием бога Халда Аргишти, сын Менуа, возвел эту крепость и назвал городом Эребуни...»
Чем дальше в глубь веков уходит дата события, тем труднее удержать ее в людской памяти. Но камень из-под стен крепости Эребуни запомнил год ее основания и сохранил для потомков. И сегодня, в праздничный воскресный день, когда улицы Еревана отданы пешеходам, мы, спеша вместе с тысячами хозяев и гостей города к подножию старой крепости, с почтением отмечаем, что нынешний год — уже 2768-й в ее жизни.
...Наверно, именно так гремели барабаны века назад, возвещая о начале битвы. История Армении — это история почти беспрерывной борьбы ее народа против завоевателей, и вот сейчас картины тех сражений разворачиваются перед горожанами, среди которых много юных — именно для них этот урок патриотизма, любви к суровым и мудрым камням родины, уважения к памяти предков.
Стихает битва, и уже не звон мечей, а музыка звучит над крепостью. Все громче трубы, все четче ритм барабанов, на площади танцоры в ярких национальных одеждах. И зрители словно попадают в круговорот лихой пляски, полыхающей всплесками многоцветных тканей. Театральное представление? Да. А еще — приобщение к судьбе народа.
Словно высеченный яростным вихрем танца из ослепительных раскаленных солнцем щитов воинов, вспыхивает огонь в факелах молодых атлетов, пришедших под стены Эребуни. Огонь — символ праздника, вслед за яркими звездочками факелов он будто растекается от стен крепости по всему городу. На одной из центральных улиц — выставка цветов: пестрота поздних октябрьских букетов, изящество скромных композиций, благоухание роз.
— Выставку организовали школьники, — рассказывает секретарь горкома комсомола Вардан Петросян. — Сами выращивали цветы, сами придумывали композиции. Вряд ли кто из взрослых специально пришел бы полюбоваться этими детскими работами, обычно выставляемыми в школьных кружках цветоводов. А здесь сами видите: и близко не подойти — столько людей.
Другая выставка — прямо на тротуаре. Старинные потемневшие мечи, наконечники копий, позеленевшие от времени черепки. Еще одна страница истории.
— Смотрите и удивляйтесь, — приглашает Жора Агаджанян, руководитель музея, организованного в Советском районе Еревана. — Этот кувшин — из государства Урарту. Четвертый век до нашей эры!
Между прочим, после каждой такой выставки число экспонатов в музее увеличивается: люди с увлечением начинают разыскивать все новые предметы, свидетельствующие о богатой истории народа.
В тенистых аллеях парка 26 бакинских комиссаров звенят молотки, горит огонь в кузнечном горне, девушки-мастерицы выводят узоры на глиняных сосудах. Хозяева здесь — учащиеся художественного училища. Директор его Геворг Эйрамджан тоже участник праздника.
— Наши ребята будут реставрировать древние армянские храмы, продолжать традиции народных ремесел. Видите, как стараются парни, ограняя глыбы туфа? Каждому хочется на грамотных камнях написать не сколько строк и своей рукой...
Уже в сумерках на тихой улочке в стороне от гомона праздника нам встретился мальчишка в ладно скроенном национальном костюме. На плечах он нес кувшин. Очень похожий на тот, из древнего государства Урарту.
— Водой не угостишь? — спросили мы в шутку.
Мальчик посмотрел на нас внимательно и серьезно, а потом, улыбнувшись, наклонил кувшин, и из него тонкой ледяной струйкой брызнула в ладони свежая родниковая вода...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Трагедия одного самообмана