Народный художник СССР Илья Глазунов: «Постигать суровую реальность времени»

Светлана Иванчева| опубликовано в номере №1427, ноябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Опять надо ленинской страницей, несущей миру свет», говоря словами Александра Твардовского, мы задумываемся глядя на полотно Ильи Глазунова «Костры Октября».

Каждому художнику присуще своё ощущение времени. В основе этого ощущения — размышления о жизни, о людях, чьи имена хранятся в памяти народа.

— Мне хотелось передать самый напряженный момент революции, — говорит Илья Глазунов. — Передать правду тех суровых дней Петрограда, когда решалась судьба — быть или не быть новому государству.

Интерес к Ленину непреходящ... Каждое поколение ищет в ленинском наследии ответы на вопросы, которые время ставит наиболее остро. Художников вдохновляет работа ленинской мысли, сила его духа, его человеческие, душевные качества. «В тяжелом, голодном 19 году Ленин стыдился есть продукты, которые присылали ему товарищи, солдаты и крестьяне из провинции», — вспоминал Горький. И каким близким и понятным становится человек, помнящий среди неотложности дел о том, что кто-то болен, нуждается в отдыхе, в элементарной человеческой заботе и внимании. При этом Ленин, «человек изумительно сильной воли... обладал качествами, свойственными лучшей революционной интеллигенции, — самоограничением. часто восходящим до самоистязания...». И в то же время он умел смеяться заразительно, до слез «заливаясь» смехом. Художник стремится подчеркнуть в портрете именно эти черты характера Ленина, помочь зрителю увидеть, почувствовать, как в напряженности дней и ночей не тускнели его человеческие качества.

Глаза Ленина обращены к зрителю с вопросом, за которым стоят внимание, готовность к диалогу, беседе.

Рядом с Лениным соратник по партии, один из тех удивительных людей, рожденных временем, — Яков Михайлович Свердлов. Мы знаем, что, обладая феноменальной памятью, Яков Свердлов выполнял работу по организации, выбору людей, назначении их на ответственные посты сообразно их способностям и велению времени После его смерти Ленин сказал, что эта работа под силу «теперь лишь целым группам людей, которые, идя по его стопам, сумели бы приблизиться к тому, что делал один человек» Все в портрете Свердлова подчинено его удивительной способности мыслить. Его лицо лишено каких бы то ни было признаков тепла, близости к зрителю. Сосредоточенный, напряженный взгляд. Был ли таким Свердлов? Бесспорно, ему были присущи человеческие проявления, однако художник идет по своему пути — от человека к символу...

Острым профилем обращен к зрителю Дзержинский — ближайший соратник Ленина по партии. В твердости черт его лица, в подчеркнутой строгости одежды нет и намека на слабость и сомнения. Он весь — прочность и сила. Отсветы пожаров в его зрачках символизируют стойкость и мужество — черты, столь необходимые в борьбе с контрреволюцией.

Символична и крайняя собранность, подтянутость фигуры председателя ВЧК. «Я хотел бы объять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи», — писал Дзержинский. И эти слова дают нам возможность почувствовать, как велик был труд его души, как высоко осознан им был долг человека и гражданина. Именно таким и предстает он в изображении Глазунова.

Все три фигуры даны на глубоком темном фоне, как бы высвеченные огнем костра. Те же огни, приглушенные общей тональностью фона, связуют два плана — передний и дальний, где достаточно ясно просматриваются очертания людей, непосредственных «творителей» революции.

В интерпретации художника история — это живая, трепетная реальность, не засвидетельствованная нашей зрительной памятью. Однако художественные образы, создаваемые Глазуновым, так близки нашему миропониманию, что не вызывают сомнения в своей подлинности. Умение придать зримые, осязаемые черты людям, чьи имена бережно хранит история, соединить в этих чертах народнопоэтическое чувство с теми неясными в формах ощущениями, что живут в нашем сознании, отличает работы Ильи Глазунова, придавая им ту особую популярность, в основе которой лежит благодарность всех тех, кому небезразличны связи свои с истоками жизни на нашей земле.

Можно четко сформулировать достоинства и недостатки картины, но невозможно на основе анализа сделать однозначный вывод, хороша она или нет. Существует неучтенный фактор жизненной силы, что лежит за гранью профессиональных оценок, зачастую вопреки им сгорая до срока, а порой наперекор ведя долгий счет. Бесспорно лишь то, что ответственность художника перед обществом, поднимающего подобную тему, чрезвычайно высока и в этом процессе его творческий долг становится категорией нравственной, важнейшей вехой в художественном процессе. «Главное для художника, — говорит Илья Глазунов, — быть понятым народом, современниками. Нет искусства для элиты. Картины должны быть понятны всем — в этом я вижу демократизм и подлинную реальность искусства». Это особенно важно сегодня, когда вся страна включилась в нелегкую работу по перестройке не только производства, но и образа жизни и мыслей, когда хочется еще острее вглядеться в лица тех, кто стоял у истоков революции, вглядеться, чтобы найти в них ответ и поддержку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нужен ли городу театр?

В рязанском ТЮЗе по 254-й статье КЗоТ (за нарушение производственных обязанностей) был уволен главный режиссер театра С. К. Кузьмин