Тепло ледовой купели

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1432, январь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы уже писали об экспериментаторе Игоре Чарковском, чей творческий темперамент шагнул далеко за рамки современной практики здравоохранения. Речь шла («Смена» №12, 1986 г.) о родах в воде, феномен которых Чарковский изучает уже более двух десятилетий. Скромная публикация вызвала довольно широкий читательский резонанс. В редакцию обращались люди с просьбой рассказать о системе Чарковского, если таковая есть, в области дальнейшего закаливания детей, родившихся в воде.

Объективности ради напомним, что редакция направила публикацию в Минздрав СССР и попросила сообщить, что делается для определения научной ценности исследований Чарковского. Ответ из Минздрава пришел с большим опозданием и был настолько туманен, что опубликовать его «Смена» не решилась. Суть его заключалась в том, что комиссия министерства готова изучить новаторство исследователя, если им будут представлены (в критически сжатый срок) исчерпывающие материалы его научных экспериментов. Между тем «материалы» Чарковского преспокойно играют в куклы, занимаются музыкой, учатся, по-прежнему плавают и ныряют – словом, живут и ни от кого не прячутся. Так что членам комиссии познакомиться с ними большого труда не составляет.

Вернемся к системе Чарковского. По его словам, на этих снимках запечатлены так называемые «штатные» ситуации только одного из методов оздоравливания детей – закаливания в ледяной купели. Кто-то из этих ребят родился в воде и, проводя в ней по нескольку часов в день, к шести месяцам стал превосходным пловцом, способным преодолевать многие километры водного пространства.

Кто-то вступил в отряд ихтиандров позже, причем не без усилий со стороны родителей.

Вода, считает Чарковский. родная стихия человека, превосходная зона обитания, несправедливо наделяемая пугающими свойствами. Находясь в материнском чреве, ребенок живет в жидкой среде. Появляясь на свет, он подвергается гравитационному удару, который болезненно отражается на организме. Рождаясь в воде, ребенок избегает этого удара. У него меньше энергозатрат. Дети, рожденные в воде и стараниями родителей воспринявшие воду как естественную среду их существования, быстрее адаптируются в жизни, активнее развиваются физически и умственно (потому что в воде быстрее формируется и мозговая ткань), практически не болеют. Они много раньше обычных «больничных» детей начинают стоять, ходить, говорить, они жизнелюбивее, коммуникабельнее, психически устойчивее к стрессам.

Несколько картинок с натуры. Годовалый ребенок, гибкий, как рыба, играет под водой с водорослями. Он задерживает дыхание на две минуты и больше, не испытывая при этом никакого дискомфорта... Трехмесячный младенец замер на поверхности бассейна, опустив лицо вниз. Время от времени он поворачивает головку и делает вдох. Младенец спит в воде. Дыхание его при этом много глубже и в десять раз реже, чем дыхание обычного ребенка. Но час такого сна равен по степени восстановления сил организмом четырем часам сна в традиционной постели... Наконец, малыш, едва научившийся ходить, подходит по снегу к ледяной проруби и на глазах сотен людей преспокойно лезет в воду, барахтается в ней.

Дети, рожденные в воде, переходят из комнатной в ледяную купель естественно. Не злоупотребляют ею, обращая зимнее купание себе на пользу, и относятся к нему как к ежеутренней необходимости чистить зубы. Иное дело те, кто, говоря образно, приходит к проруби позже, скажем, в детсадовском возрасте. Причем приходит не всегда в добром здравии.

Пять лет назад Виктор Лужбин создал в Ленинграде клуб «Невские моржата». Подобный клуб – «Здоровая семья» – есть и в Москве, руководит им Александра Гуревич. Сюда приводят детей с болезнями органов дыхания, с различного рода аллергиями. просто ослабленных ребят. Через год их не узнать. О прошлых недугах своих чад вспоминают только родители. Закаливание, проводимое по строгой системе, постепенно излечивает детей не только физически, но и психически. Они избавляются от комплексов, пессимизма; насморков, простуд, ангин как не бывало...

На одном из снимков – на ладони Марковского стоит двухмесячный малыш. Снимок сделан два года назад в Парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. Это Коля Козицкий. Я связался с его мамой Еленой Козицкой, научным сотрудником НИИ дошкольного воспитания. Спросил, как себя чувствует ребенок.

– Прекрасно. Он общителен, весел, очень активен, физически развит выше среднего, быстро усваивает жизненный материал, восприимчив к природе, чрезвычайно доброжелателен. Не болеет. Никола – шестой по счету ребенок в нашей семье, родился в воде. Сейчас у нас появился седьмой, Ванечка. У себя в семье мы считаем закаливание ледяной водой обязательным. Когда нет времени ездить на «большую» воду, обливаемся из ведер зимой прямо во дворе.

Расставим все по своим местам. Система Чарковского, исповедующего воспитание детей в новой аква-структуре с первых мгновений жизни, вызывает сомнения у многих медиков, что, однако, не мешает росту ее популярности (что обидно, в особенности за рубежом). Но «открытие» ледяной купели как животворной силы уже состоялось тысячи лет назад, и сейчас человечество лишь возвращается к этому. Спор о пользе закаливания холодной водой беспредметен, тысячи испытавших его на себе людей не оставят камня на камне от любых аргументов «против». Здравоохранению предстоит разобраться лишь в том, насколько безопасна вода в качестве окружающей среды при рождении ребенка на свет. Для него и для матери. Уточним: из сотен родов в воде еще не было ни одного случая потери ребенка или гибели матери.

Повторяем. Мы не защищаем теории Чарковского. Рассказывая о его исследованиях, мы призываем к объективной оценке его опыта. Этого будет достаточно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены