На стройке в ходу военная терминология, может быть, потому что строительство и есть битва за будущее.
Местный поэт, бетонщик Александр Астафьев сравнил укладку бетона со штыковой атакой. Большинство нынешних рабочих ГОРЕМа родилось после войны, но они хорошо знают историю своей организации.
Двадцать первый головной ремонтно-восстановительный поезд сформировался на второй день Великой Отечественной войны. Вначале он разрушал мосты и дороги вслед за отступающей Красной Армией, был последним при отступлении и первым, когда пришла пора наступать, когда нужно было восстанавливать изувеченные пути, поднимать мосты, прокладывать линии связи. Это он проложил через лед Ладожского озера знаменитую Дорогу жизни, спасшую от смерти тысячи и тысячи ленинградцев.
После войны он строил дороги за Байкалом, вел электрификацию Транссибирской магистрали. И вот новое задание, почетное и ответственное. И очень сложное, потому что опыта промышленного строительства почти ни у кого из прежних работников ГОРЕМа не было, а им доверили построить не цех, не завод, а целый комплекс заводов.
Первый из них вскоре должен дать продукцию.
- Мы надеемся оставить свои автографы на первой железобетонной конструкции, которая уйдет отсюда на БАМ, - заявил мне Гена Гаврилов. - Об этом, правда, мечтают и бригады минчан, калужан, туляков, но мы постараемся доказать свое право быть первыми.
- Конечко, докажем, - поддержал бригадира Шатунов. - Пусть нас только работой обеспечат как следует.
Наверное, нельзя было лучше выбрать место для Шимановского комплекса - рядом крупные месторождения инертных материалов и большая железнодорожная станция. Да и строить комплекс начали вовремя, чтобы он смог дать продукцию именно в тот момент, когда она будет наиболее необходима БАМу. Это все стратегия, точная, выверенная, которой можно только радоваться. Что же касается тактики, то есть обеспечения стройки материалами и механизмами и самой организации работ на строительной площадке, то здесь еще много просчетов.
- Трудности роста, - устало сказал Кайгородов.
Эти же слова привычно повторил Шрайбер. Но можно ли только пресловутыми «временными трудностями» объяснить, например, почему у заказчика, то есть у дирекции строящегося комплекса, и у генподрядчика - ГОРЕМа-21, принадлежащих одному министерству, решающих одну и ту же задачу, вдруг оказались различными конкретные планы работ. У заказчика план ввода основных фондов в этом году составляет около пяти миллионов рублей, а у генподрядчика плана ввода вообще нет. Не в этой ли несогласованности планов следует искать причину многих неурядиц на одном из важнейших объектов Байкало-Амурской магистрали?
Строители не зря считают нулевой цикл половиной Дела.
Шимановский комплекс в будущем году выйдет на финишную прямую, и от его сегодняшних темпов развития прямо зависят завтрашние темпы работ на крупнейшей стройке страны.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
С начальником комплексной экспедиции Московского государственного института по проектированию железных дорог Александром Алексеевичем Побежим беседует специальный корреспондент «Смены» Лина Тархова