Тени над Кадэной

Владимир Сапронов| опубликовано в номере №1186, октябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

«НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ АВИАНОСЕЦ» – так называют остров Окинава, где расположена одна из крупнейших на Дальнем Востоке авиабаз США – Кадэна.

Страшно вечером на Би-Си-стрит в центре Кодзы. Местные жители стараются обойти эту улицу стороной. Когда солнце садится за ограду Кадэны, тротуары заполняют парни с одинаково короткими прическами, в одинаково потертых джинсах. Это американские солдаты. Для них улица – сплошной веселый квартал. Вот бар «Париж», в нескольких шагах от него зазывает клиентов клуб «Лима», чуть поодаль сияет неоновой вывеской бар «Майами». Что ни дом, то бар или клуб. Впрочем, разница, как мне объяснили, только в терминологии. В каждом заведении полумрак, приглушенная музыка, пьяные голоса... Следующий этап на пути хмельного воинства – «отели». Так здесь скромно называются публичные дома. В начале и середине месяца у развлекательных заведений запланирован бум: в Кадэне выдают жалованье. Хозяева «отелей» в эти дни устанавливают особую таксу, намного выше обычной. Вопрос «кто кого больше уважает» нередко решается ножами и бутылками.

Четыре года назад Соединенные Штаты передали Окинаву Японии, а на Би-Си-стрит, похоже, об этом и не знают. Здесь мало что изменилось. Только пальмы подросли вдоль проезжей части да в магазинах, где привыкли к хрусту долларов, берут и японские иены.

Несколько минут ходьбы – и перед вами последний бар «Аврора». Прямо за ним начинается территория авиабазы – 21 миллион квадратных метров. На ограде надписи: «Территория базы. Вход воспрещен японским законом. Охраняется сторожевыми собаками».

Окинава – остров необычайно красивый. Можно часами любоваться его пейзажами. Особенно прекрасны летние закаты, когда высокие, как шапки великанов, тропические облака еще долго светятся в последних лучах уходящего дня. В Кодзе солнце садится за колючую проволоку. И не только в Кодзе. Одна база переходит в другую по всему побережью Восточно-Китайского моря центральной части острова.

Колючая проволока стала символом Окинавы, как много лет назад символом столицы Франции стала Эйфелева башня. Пожалуй, каждый третий сувенир парижских киосков – башня в том или ином виде: модель на подставке, брелок, открытка, дамский платочек. Символ Окинавы столь широко не пропагандируется.

С июля 1975 года по январь 1976-го Окинава жила международной выставкой «Экспо-75 – Мировой океан». Выставка проходила в местечке Мотобу в северной части острова. Чтобы попасть туда из административного центра префектуры Нахи, где расположен большой пассажирский аэродром и морской порт, нужно два с половиной часа ехать по шоссе № 58. По этому маршруту и двигались автобусы и машины с миллионами посетителей.

Незадолго до открытия выставки американское командование разослало по всем базам секретную директиву. Войскам приказывалось «по мере возможности» замаскировать все военные объекты вдоль шоссе № 58, сократить программу маневров и учебных стрельб. Самолетам ВВС запрещалось летать над территорией «Экспо». Все это для того, подчеркивал документ, чтобы не создавать у приезжих туристов впечатление об Окинаве как об острове военных баз.

Желание военных понятно, но с возможностями оно явно расходится. Читателям местной газеты «Рюкюсимпо», куда попала секретная директива, осталось только посмеяться. В самом деле, как замаскировать десятки километров колючей проволоки, склады, радарные установки, гаражи, ангары?.. Между прочим, одна станция дальней связи стоит на горе, которая возвышается над территорией выставки: от баз на Окинаве просто некуда деться. Что же касается Кадэны, то мимо ее западной стороны туристам приходится ехать около двух километров.

Со стороны шоссе или с борта корабля можно наблюдать, как идут на посадку тяжелые транспортные самолеты. Один за другим они выныривают из облаков и через несколько минут исчезают за зелеными холмами, которые издали сливаются с бункерами складов на территории базы. Две бетонные взлетные полосы шириной 91,5 метра и длиной 3690,5 метра позволяют принимать самолеты с очень небольшими интервалами. Кадэна – конечный пункт воздушного моста через Тихий океан. Каждый месяц сюда, по данным властей префектуры, перебрасывают свыше восьми тысяч тонн грузов. Всего на острове расквартировано около 34 тысяч американских солдат и офицеров, так что получается по четверти тонны на человека. Это без учета морских перевозок. Грузы в Кадэну прибывают самые разные. Большая часть, конечно, засекречена, но иногда делаются исключения. В январе на авиабазу пожаловали представители морской пехоты. Им предстояло принять первую партию новых вертолетов для разведки и войсковой поддержки. Торжественный момент транслировался по местному американскому каналу телевидения. Блестящие, с разобранными лопастями машины бережно извлекали из чрева гиганта «С-5», а диктор бойко перечислял их достоинства по сравнению с предыдущей моделью.

С севера к авиабазе примыкает поселок Кадэна, собственно, и давший ей название. Есть тут еще одна «Кадэна» – небольшое питейное заведение, популярное среди американских солдат.

У восточной стороны базы приютился ботанический сад «Юго-восточный рай». 425 видов кокосовых пальм сменяют одна другую вдоль его аллей, то усыпанных ярко-желтым гравием, то выложенных правильными ромбами каменных плит. Среди деревьев неожиданно возникают высокие столбы-тотемы, призванные придать месту еще более экзотический вид. В низине вырыты небольшие пруды, где плещутся золотые рыбки и скользят по поверхности причудливые ладьи с драконами на носу. Действительно, райский уголок. Но не поют здесь райские птицы. Тревожную тишину разрывает лишь рев турбин. Кажется, пальмы дрожат и роняют с ветвей прозрачные, как слезы, капли воды. Это взлетают «фантомы». Один, другой, третий... В апреле прошлого года над ботаническим садом взлетала только одна эскадрилья «фантомов». Спустя год их стало уже четыре. Некогда петь птицам в «Юго-восточном раю».

А вот еще один нарушитель тишины – стратегический разведчик «ЗВ-71» – садится на поле Кадэны. Максимальный потолок самолета – 25 тысяч метров, скорость – 3200 километров в час. В Кадэне свила гнездо целая эскадрилья «5Н-71». Маршруты этих самолетов – глубокая тайна. Разведка ВВС – самая большая шпионская служба США. У нее втрое больше сотрудников и в несколько раз более весомый бюджет, чем у ЦРУ, – около 3 миллиардов долларов в год.

У меня и сейчас перед глазами небольшой, но столь типичный кусочек окинавского пейзажа – ананасовая плантация около дороги из Наго на Кодзу, с трех сторон зажатая оградой полигона морской пехоты. На Окинаве нет невозделанной земли. Но центральная часть острова – самое благодатное место для трудолюбивого окинавского крестьянина – практически целиком отнята у него под базы и полигоны. Американское правительство арендует на острове земли 30 тысяч местных жителей.

Экономику острова можно сравнить с самолетом, который пытается взлететь с тормозным парашютом. «Без развитого сельского хозяйства мы не сможем добиться никакого прогресса, – сказал один.из чиновников префектурального собрания, посетивший павильон СССР на «Экспо-75». – А какое может быть сельское хозяйство, если сеять и пасти скот практически негде: повсюду базы».

Многие крестьяне не хотят сдавать свои земли под базы. Часть наделов была отнята во время войны императорской армией, затем на смену пришли американцы и унаследовали их по праву оккупантов. Никаких карт или документов тех далеких времен не сохранилось. Словом, концы в воду. Прошло несколько лет, и базам стало тесновато. Тогда американское командование стало насильно «арендовать» землю у крестьян. Кадэна заключила за своей оградой 4007 крестьянских наделов.

Перед возвращением Окинавы Японии парламент протащил закон, который одобрил захват оккупантами земли окинавских крестьян. Ради сотрудничества с Пентагоном был принесен в жертву даже святой в буржуазном обществе принцип частной собственности.

Крестьяне требуют вернуть им землю. На их стороне и власти – губернатор Окинавы, префектуральное собрание и муниципалитеты. В 1977 году истекает срок действия закона об «аренде». Губернатор префектуры попросил правительство не продлевать его на новый срок, но вряд ли к его просьбе прислушаются. В мае начальник управления национальной обороны Японии М. Саката заявил, что правительство планирует предложить парламенту продление закона.

Саката сделал свое заявление за несколько дней перед отлетом в США делегации ВВС Японии для закупки новейших истребителей-бомбардировщиков. В Вашингтоне после падения сайгонского режима настойчиво призывают Японию к увеличению военной мощи. Призыв этот находит в правящих кругах Японии самый благоприятный отклик. В «Белой книге» по вопросам обороны подчеркивается необходимость «тесного сотрудничества с вооруженными силами США в целях улучшения оснащения и усиления эффективности «сил самообороны». Во имя этих целей в Токио попирают волю окинавского народа.

В годы оккупации окинавцы боролись за воссоединение с Японией и ликвидацию военных баз. Оба вопроса никогда не разделялись. Большинство простых людей думали, что в составе Японии бороться против баз будет легче. Словно злая насмешка, над ними красуются на ограде Кадэны да и других военных объектов таблички: «Проход воспрещен японским законом!».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Завод: вчера, сегодня, завтра…

Беседуют Глеб Меркулов, директор Воскресенского производственного объединения «Минудобрения», делегат XXV съезда КПСС и Валентин Божьев, бригадир комсомольско-молодежной бригады слесарей цеха сложных удобрений