От железнодорожного вокзала Свердловска отошел обычный с виду товарный эшелон. Провожали его тысячи горожан. На каждом вагоне было написано: «Свердловский комсомолец». Но не только комсомольцы, а и убеленные сединой люди с орденами и медалями на груди находились в этот час на перроне. Многие из них в суровом 1942 году провожали на фронт танковую колонну «Свердловский комсомолец». И между этими двумя событиями была тесная связь. Молодые вагоностроители из Нижнего Тагила, где строилась танковая колонна, решили на сэкономленные ими деньги построить вагоны для мирного эшелона «Свердловский комсомолец». Молодежь всей области поддержала тагильчан: в вагоны были загружены оборудование и материалы для БАМа на 25 миллионов рублей сэкономленных молодыми рабочими области; причем половина материалов была получена за счет реконструкции. Путь к этому достижению оказался нелегким...
– От перемены мест слагаемых сумма уменьшается. – Так закончил свое выступление заместитель начальника отдела В. И. Кочетков, и такому выводу никто не удивился. Больше того, когда Кочеткова приглашали на заседание заводского комитета комсомола, которое было посвящено реконструкции, то знали, что придется выслушать укор в адрес комсомольцев.
А случилось вот что. В одном из цехов Уралвагонзавода имени Дзержинского решили провести реконструкцию. Не какую-нибудь сложную, а самую "обычную: переставить станки так, чтобы на освободившейся площади можно было поставить еще 18 станков. Мощность цеха, согласно расчетам, возрастала на 13 процентов.
Расчет казался верным. Да и работы шли согласно графику. За два месяца управились. Хотя затратили почти 10 тысяч рублей, но все это в первый же месяц должно было окупиться, а потом – и желанная прибыль. Но случилось все не так. Мощность цеха увеличилась менее чем на 1 процент, выработка на каждый станок... резко упала. В чем дело? Причину искали в плановом и производственном отделах, а назвал ее токарь С. Серебренников:
– Вы куда мой станок поставили? Мне же три часа в день солнце глаза слепит. Или у соседа моего посмотрите. Если раньше у него между стеной и станком было место для ящика с заготовками, то теперь ящик ближе трех метров не поставишь. Человек за смену находится туда-сюда, еле норму вытягивает.
Итак, из-за реконструкции завод понес убыток. Действительно, перемена местами станков-слагаемых уменьшила сумму прибыли завода. Об этом и говорил на заседании комитета комсомола В. И. Кочетков, критикуя руководство цеха.
Здесь уместно добавить, что неудачная перестановка станков была первой попыткой комсомольцев завода принять участие в реконструкции.
Прямо говоря, потеря 20 тысяч рублей (станки все же переставили на старые места) для такого гиганта, как Уралвагонзавод, беда не очень большая. И эпизод со станками мог бы стать- просто поучительным примером, если бы не одно обстоятельство. И в других цехах реконструкция тоже принесла убытки. Совсем странный случай произошел на восьмой подстанции. Здесь, оказывается, вообще напрасно выстроили четыре колодца емкостью 200 кубических метров. Узнав об этих колодцах, главный энергетик завода в буквальном смысле схватился за голову и приказал немедленно засыпать колодцы шлаком и забетонировать.
Может быть, поэтому никто и не стал из случая с перестановкой станков делать, трагедии. Никто. Кроме самих комсомольцев. Реакция комитета комсомола на неудачу была неожиданной.
«Комсомольская организация завода решила взять шефство над реконструкцией вагоносборочного корпуса. Создан штаб по реконструкции. Его начальником комитет комсомола назначил секретаря комсомольской организации завода Н. Данилова».
Это выписка из протокола. А прокомментировать ее мы попросили самого Николая Данилова.
– Прежде чем решиться на такое шефство, мы просто, без всякой горячки, произвели анализ неудач в реконструкции. Такие эпизоды, как лишние колодцы, на подстанции, анализировать не стали: – там явная безответственность, не имеющая никакого отношения к проблемам реконструкции. Зато другие случаи заставили нас о многом подумать. Главное в том, что реконструкция требует творчества. Недавно кемсомольско-молодежная бригада Федора Ермакова из механосборочного за 48 часов демонтировала, перенесла и смонтировала 12 станков. Они сделали так. Во-первых, обеспечили задел деталей, во-вторых, пока разбирались первые станки, на остальных шла работа. А когда разбирались последние, то первые уже были перенесены, собраны и начали работать...
В деле реконструкции немало серьезных проблем. Теперь начинать ее, только опираясь на свою интуицию, нельзя. И для многих было удивительным то, что в Свердловской области на крупных предприятиях сейчас создаются филиалы проектных институтов, сотрудники которых занимаются разработкой реконструкции. Они не только составляют проекты, рассчитывают, как лучше провести ту или иную работу, но и дают заключение о целесообразности самой реконструкции.
Вот почему комсомольский штаб Уралвагонзавода решил в первую очередь создать группу специалистов, которые могли бы сказать, как проводить реконструкцию и что это даст. Не интуитивно, а на основе точных расчетов.
Штаб вызвался шефствовать над самым главным объектом реконструкции – над цехом, где рождался первый в стране цельнометаллический полувагон.
Такие полувагоны, какие начали осваивать тагильчане, не выпускались раньше. Но к изготовлению первого из них нельзя было приступать; не реконструировав цех.
Сейчас участники того памятного заседания комитета комсомола по-разному говорят о том, почему после столь серьезной неудачи комсомольцы не стали пробовать свои силы на чем-нибудь полегче, а сразу взялись за задачу, решить которую предполагалось силами всего коллектива завода. Но все они говорят о том, что хотелось не просто исправить ошибку, а именно доказать, что комсомольцы могут делать серьезные дела.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.